Книга Притчей Соломоновых, Глава 14, стихи 27-35
Книга Притчей Соломоновых, Глава 15, стихи 1-4
Притчи царя Соломона — это сборник емких афоризмов. В них в предельно концентрированном виде содержится опыт духовной жизни автора. Это максимы, которыми мудрый царь руководствовался в своих отношениях с самим собой, с другими людьми и, конечно, с Богом. Среди множества прозвучавших только что изречений, мы слышим одно, которое является ключевым для всего отрывка.
Страх Божий, говорит Соломон, — это источник жизни. Это может казаться нам парадоксальным и странным. Как может страх быть связан со всем тем, что ассоциируется у нас с самым прекрасным?
Причина этого проста. Священное Писание всячески подчеркивает ту мысль, что человек не есть существо автономное. Источник нашей жизни находится не в нас самих. Он не зависит единственно от безупречной и четкой работы органов нашего организма. Наша душа и даже наше тело живы лишь той степени, в какой мы находимся в общении с Богом, в Котором сосредоточено вся полнота бытия. А потому боязнь потерять этот источник является важным условием того, что мы всеми силами будем стремиться к Творцу. Будем стараться выполнить всякую Его просьбу и организовывать свою жизнь таким образом, чтобы не оскорбить Его. В ответ на эту внимательность и предупредительность Господь и дает человеку Свою благодать.
Напротив, тот человек, который лишен этого страха и живет как ему вздумается, учитывая лишь свои желания, удаляется от Бога. А, следовательно, уходит все дальше от источника жизни. Его душа постепенно высыхает, словно черствеет, ведь ей словно перекрывают кислород. человек перестает ощущать благодать. Его покидает радость, чувство полноты и умиротворения. В нем поселяются тоска и пустота. Порой доходит до того, что мы обладаем всем, однако, как говорится, свет становится нам не мил. Пропадает источник высокого смысла. Все становится мелким и незначительным. Дни становятся тусклыми, серыми, однообразными. Мы просто функционируем как автоматы, словно двигаемся по инерции. Смерть тела становится всего лишь закономерным результатом нашего духовного состояния.
Поэтому страх перед Богом — это не животный страх. Скорее он подобен боязни потерять любимого человека. Когда мы любим, мы ставим предмет своего обожания в центр мира. Все наши мысли и чувства связаны только с ним. Когда он рядом, нам спокойно и радостно, когда далеко, мы переживаем и томимся разлукой. Всяческим способом мы стараемся сделать ему приятное. Боимся обидеть его, обмануть его ожидания. И в ответ человек дарит нам свою любовь и благодарность, от чего мы испытываем вдохновение и душевный восторг.
Грех первых людей в раю и заключался в том, что в определенный момент в них пропал этот священный трепет. Они стали равнодушны к Творцу. Захотели жить без Него, исключительно по своей воли. Он стал для них всего лишь еще одним из многих предметов окружающего мира. Еще одним незнакомцем. Его воля и желания стали для них безразличны. Поэтому и пришла в этот мир смерть.
Не случайно читаем в Священном Писании: «Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти».
А потому постараемся поступать в своей жизни по отношению к Богу так, как если бы Он был нашим женихом или невестой. Будем понуждать исполнять те заповеди, Которые Он дал нам в Своем Евангелии, хранить свою душу в чистоте. В ответ на это усилие Господь обязательно откликнется, войдет в нашу жизнь, наполнит ее своей любовь. А совершенная любовь, как говорит Священное Писание, изгоняет всякий страх.