Книга пророка Исайи, Глава 29, стихи 13-23
13 И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих;
14 то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет.
15 Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: "кто увидит нас? и кто узнает нас?"
16 Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: "не он сделал меня"? и скажет ли произведение о художнике своем: "он не разумеет"?
17 Еще немного, очень немного, и Ливан не превратится ли в сад, а сад не будут ли почитать, как лес?
18 И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых.
19 И страждущие более и более будут радоваться о Господе, и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля,
20 потому что не будет более обидчика, и хульник исчезнет, и будут истреблены все поборники неправды,
21 которые запутывают человека в словах, и требующему суда у ворот расставляют сети, и отталкивают правого.
22 Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет.
23 Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым.
Любой христианин неизбежно сталкивается с недоумением со стороны своих неверующих современников: им интересно, почему мы стали такими, какими стали? Что привело нас к вере? Очень часто наши собеседники предполагают, что обращение к Богу произошло вследствие какой-то личной трагедии, ведь, как им кажется, прийти к Богу можно только таким путем.
Частично они правы. Действительно, трагедии — один из возможных путей, но этот путь далеко не единственный и, что особенно важно, он не является основным и наиболее частым. Более того, путь, который идет через трагедии, — не самый правильный, он — неприятное исключение, то, чего в норме не должно быть. Именно об этом и говорит пророк Исайя в сегодняшнем отрывке.
В нем есть такие слова: «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих». Последние слова этого отрывка — «благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» — не совсем удачный перевод, более же соответствующим смыслу речи пророка и оригинальному тексту стоит признать современный русский перевод, который был выполнен Российским библейским обществом, там это место звучит следующим образом: «Их страх предо Мною — лишь заповедь, усвоенная ими от людей».
Последнее выражение может быть понято разными способами, одно из прочтений указывает как раз на ту веру в Бога, которая явилась следствием каких-либо трагедий, Бог, как мы видим из слов Исайи, дает весьма низкую оценку такой вере, она несовершенна, несовершенна же она по той причине, что в ее основе не лежит переживание радости присутствия Бога, ее основа совсем иная — страх. Непоколебима и совершенна лишь та вера, то благоговение перед Богом, которые пришли не в результате столкновения с ужасом нашего бытия, а явились следствием личной встречи с Богом. Такую встречу невозможно забыть, о ней непросто говорить, со стороны она всегда будет вызывать вопросы и недоумения, но те, кто ее пережил, ощущают ее как нечто более реальное, чем самих себя.