Книга пророка Исайи, Глава 26, стихи 21
Книга пророка Исайи, Глава 27, стихи 1-9
В книге пророка Исайи под виноградником всегда понимается народ Израиля. Именно этот народ Бог хранил, оберегал, возделывал, всячески о нем заботился и делал все возможное для его процветания. Собственно, исторические книги Ветхого Завета говорят именно об этом: они подробно описывают как реализовывалась забота Бога о Его «возлюбленном винограднике».
Такой образ Исайя использует не случайно: он мог бы использовать и какое-то другое сравнение, к примеру, розарий или нечто подобное, то, что приятно для глаз и для обоняния, но при этом не имеет никакой практической ценности. Но пророк сравнивает израильский народ именно с виноградником, у которого, как мы понимаем, есть цель и никакой хозяин не станет заниматься этим растением ради его цветения или ради запаха, но все жаждут получить от него плод, то есть, собственно виноград. Если же этого по каким-то причинам не происходит, то разумный хозяин делает выводы и меняет свою сельскохозяйственную стратегию.
Все сказанное применимо и к взаимоотношениям Бога и Его возлюбленного народа. Бог охраняет и заботится, а в качестве плода он ждет вполне конкретных вещей: он ждет праведности, ждет милосердия внутри народа, ждет того, что израильский народ будет образцом для подражания для всех других народов. А конечная цель существования этого народа и сопутствующей заботы Бога состоит в том, что из израильского народа произойдет Спаситель мира Христос. Все, что Бог делает в отношении Израиля, подчинено этой цели, ее достижение было бы невозможно, если бы народ в какой-то момент уклонился в язычество и отошел от почитания Единого Истинного Бога, если бы люди перестали исполнять нравственные и ритуальные требования Ветхого Завета.
Бог, как об этом свидетельствует Исайя, не гневается — «Гнева нет во Мне» — так выражена мысль пророка, — но при этом мы слышим страшное предупреждение: «если бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем». У садовника нет гнева в отношении сорняков, но при этом садовник нещадно уничтожает их. Так поступал и Бог в отношении Своего народа: те, кто приносит в него волчцы неверия и терны беззакония, будут уничтожены, Бог не попустит, чтобы что-то воспрепятствовало осуществлению Его замысла — пришествию в мир Христа Спасителя.