Книга Бытия, Глава 9, стихи 18-29, Глава 10, стихи 1. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Бытия, Глава 9, стихи 18-29

18 Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана.

19 Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля.

20 Ной начал возделывать землю и насадил виноградник;

21 и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем.

22 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим.

23 Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.

24 Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его,

25 и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.

26 Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему;

27 да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.

28 И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет.

29 Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер.

Книга Бытия, Глава 10, стихи 1

01 Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Однажды к игумену, то есть начальнику монастыря, прибежал один из монахов. Он стал взволнованно рассказывать игумену о том, что видел другого монаха в саду обители. Видел вместе с женщиной, с которой брат нарушал обет целомудрия. Игумен, ничуть не смутившись, сказал взволнованному монаху отвести его на место увиденного им проступка. Каково же было удивление этого человека, когда в саду на месте обнимавшихся монаха и женщины он увидел два дерева, одно из которых, сломавшись от ветра, упало на другое. Монаху стало очень стыдно, что он оклеветал своего собрата. Игумен же, видя искреннее раскаяние, не стал ругаться. Он кротко напомнил монаху о евангельской заповеди любви, которая заключается, в том числе, в нежелании осуждать и раскрывать грехи ближнего. Сегодняшнее чтение из книги Бытия рассказывает нам о трагедии в семье праотца Ноя. Святой Ной после спасения в ковчеге от вод потопа мирно жил со своим семейством, занимался земледелием. Среди прочего ветхозаветный праведник выращивал виноград, из плодов которого случайно сделал вино. Как утверждают некоторые исследователи, после потопа некоторые физические параметры нашего мира изменились. Например, стали идти дожди. А значит, стало колебаться атмосферное давление. Что и привело к брожению виноградного сока. Ной неожиданно для себя опьянел и заснул в неприглядном виде. Хам, сын патриарха, увидев отца, начал насмехаться над ним, а затем рассказал братьям — Симу и Иафету — о случившемся как о чем-то забавном. Братья не разделили чувств Хама. Они, повернувшись спиной, чтобы не видеть наготы Ноя, накрыли его одеждой. Так они проявили почтение к родителю. Тот же, придя в себя, почувствовал горечь стыда за случившееся. Но еще больше Ноя расстроил поступок Хама. Ветхозаветный патриарх вдруг понял, что потоп лишь внешне изменил историю человечества, внутренне же люди остались прежними. В их сердцах по-прежнему живут греховные наклонности. Ной произносит проклятье в отношении Ханаана, сына Хама, а затем благословляет Сима и Иафета. Слова, звучащие из уст праведника, ни в коей мере не предопределяют будущее его потомков. Речь идет о другом — о том, что человек сам, своими собственными поступками прокладывает себе жизненный путь. Интересно, что проклятье касается не Хама, а Ханаана. Ной осознает тот факт, что его непутевый сын уже получил благословение Божие, когда оказался на борту ковчега. И даже постыдный поступок насмехательства над отцом не может уже изменить этого обстоятельства. Почему же проклятье касается Ханаана? Ответить на этот вопрос на основании библейского текста нельзя. Существует мнение, что и Ханаан принял участие в осмеянии деда. Но это всего лишь версия. Наступило время делать выводы. Они по большому счету лежат на поверхности. Библия учит нас ценить достоинство окружающих нас людей, видеть в них образ Божий. Все мы совершаем в жизни ошибки, но это несовершенство не дает нам права осуждать или, что хуже, насмехаться над иными людьми. Если чувствуем, что внутри нас нет сил препятствовать осуждению и раздражению, отойдем и помолчим, чтобы не усугубить совершенный грех. Но если внутри ощущаем искренне желание помочь, постараемся тогда исправить проступок с христианской любовью — поможем человеку исправиться, восстановить мир с совестью и спокойствие в сердце.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!