Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 1, стихи 24-38

24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:

25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,

27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

34 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,

37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который мы только что услышали, посвящен событию, которое в христианской традиции называют благовещанием. Ангел Гавриил является Деве Марии и открывает ей волю Бога: она должна стать матерью того, кого долгие годы с нетерпением ждал весь еврейский народ — ей предназначено родить Мессию. Согласно церковному преданию, зачатие Христа было непорочно, то есть, без участия мужа, иными словами, произошло сверхъестественным путем. Перед нами один из главных догматов христианского богословия: Пресвятая Богородица была девственна до рождения Христа, во время рождения и после рождения. Эта истина никогда не оспаривалась церковным сознанием. По той причине, что ее невозможно согласовать с теми данными, котором располагает наш человеческий опыт, в первую очередь рассудок, Церковь принимала ее исключительно на веру. Свт. Феофан затворник, рассуждая об этом событии, говорит, что перед нами одна из непостижимых тайн, которую ум человеческий не в силах понять и объяснить. Поэтому он сравнивает зачатие Спасителя с Таинством Евхаристии, когда хлеб и вино, которые находятся на престоле во время Литургии, по молитвам и вере собравшихся претворяются, то есть, изменяются в Тело и Кровь Христа. «Благовещение и установление таинства Тела и Крови. Какое сочетание! — Пишет он. — Мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовых, — тех самых, которые в воплощении приняты от пренепорочных кровей Пречистой Девы Богородицы. Таким образом, в воплощении, совершившемся в час благовещения, положено основание таинству Тела и Крови. И ныне это приводится на память всем христианам, чтобы, помня то, чтили Пресвятую Богородицу истинной Матерью своей, не как молитвенницу только и ходатаицу, но и как питательницу всех. Дети питаются молоком матери, а мы питаемся Телом и Кровью, которые от Пресвятой Девы Богородицы».

Важно то, что эта история описана только в Евангелии от Луки. Весьма примечательный факт. Ведь Лука — медик, он человек науки. Так, например, в его истории о жизни Спасителя мы можем найти много специальных технических терминов, которые использовали в своей практике врачи того времени. Он больше других евангелистов описывает именно физиологическую сторону болезней, от которых страдали люди, получившие исцеление от Христа. Однако о событии непорочного зачатия он говорит с детской простотой и непосредственностью. Он не боится того, что механизмы действия Бога в истории человечества могут входить в противоречие с тем знанием, которым мы обладаем. В его совах нет ни тени скептицизма, ни тени подозрения. Мы чувствуем его твердое убеждение в том, что наш ограниченный ум просто порой не в силах проникнуть в суть происходящего, как, например, он не в силах постигнуть тайну любви, смерти, жертвы, Промысла Божия и других загадочных вещей, которыми исполнена наша жизнь.

А потому та история, о которой мы услышали, это не только рассказ о давно произошедшем событии, это еще и призыв, обращенный к каждому из нас: в принятии истин веры следует научиться ставить пределы работе своего рассудка. Мы должны учиться с простотой и доверием открывать Писанию свое сердце. И тогда Евангелие станет для нас не просто книгой, в которой с документальной точностью зафиксированы факты древней истории, оно превратится для нас именно в благую весть, благовещание, суть которого заключается в том, что у Бога «не останется бессильным никакое слово» и Он способен совершать подобные чудеса в жизни каждого, кто с доверием Ему открылся.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!