Книга пророка Исайи, Глава 25, стихи 1-9
Когда мы читаем первые строки этой главы, да и вообще, когда слышим о том, что Господь сотворил нечто дивное, то мы ожидаем, что дальше последует описание этого «дивного», ждем, что речь пойдет о чем-то добром, о чем-то таком, что в нашем сознании представляет собой благо. Но здесь Исайя пишет нечто совершенно иное: он восхваляет Бога, говорит, что Бог «совершил дивное», а сразу после этого пророк объясняет, о чем идет речь — он описывает разрушение города, причем он не уточняет о каком именно городе идет речь. Для Исайи — это чудо, это проявление силы Божией, за которое он прославляет Творца. Можно, конечно, предположить, что речь идет об одном из городов врагов Израиля, но предыдущие главы не дают нам возможность сделать такое предположение, ведь в них было изложено пространное скорбное пророчество о самом Израиле, логичным будет вывод, что и здесь продолжается та же самая мысль, но при этом пророк не ужасается, не пытается от своего имени принести покаяние за весь народ, напротив, он восхваляет Бога.
Если попытаться перенести такое отношение к действиям Божиим в более близкую к нам реальность, но получается, что мы, следуя примеру пророка Исайи, должны восхвалять Бога, к примеру, за те разрушения и жертвы, которые произошли во время Второй мировой войны. Но так сказать и так помыслить не представляется возможным, мы видим в военных событиях не что-то дивное, не проявление благой силы Божией, а, скорее, наказание или же попущение Божие. Но Исайя видит описываемое им разрушение города именно таким образом — как дивное, за которым стоит Бог.
Что давало Исайе право и возможность говорить таким образом? Ответ прост: он глубоко убежден, что Бог промышляет о мире в целом и о своем народе в частности. А раз так, то все происходящее происходит по воле Божией, происходит Его силой, пусть эта сила направлена, как кажется, на разрушение, но в конечном итоге за разрушением придет другая эпоха, эпоха мира и созидания, которая не была бы возможна, если бы Бог не вмешался и не проявил Себя через то, что в глазах современников выглядит как совершенный ужас.
Увы, но иногда Бог вынужден действовать именно так, ведь, как известно, далеко не все болезни возможно излечить психотерапией, травами и щадящими таблетками, иногда жизненно необходимо хирургическое вмешательство, а иногда и ампутации. Так происходит и с уврачеванием нравственных недугов не только отдельного человека, но и целых народов, но далее, после всех ужасов, приходит то, что можно назвать дивным без всяких оговорок, то, что пророк Исайя выразил такими словами: «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь».