Книга пророка Исайи, Глава 14, стихи 24-32. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга пророка Исайи, Глава 14, стихи 24-32

24 С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится,

25 чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их.

26 Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы,

27 ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта,- и кто отвратит ее?

28 В год смерти царя Ахаза было такое пророческое слово:

29 не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон.

30 Тогда беднейшие будут накормлены, и нищие будут покоиться в безопасности; а твой корень уморю голодом, и он убьет остаток твой.

31 Рыдайте, ворота! вой голосом, город! Распадешься ты, вся земля Филистимская, ибо от севера дым идет, и нет отсталого в полчищах их.

32 Что же скажут вестники народа? - То, что Господь утвердил Сион, и в нем найдут убежище бедные из народа Его.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Никто из пророков не произносил своих речей без всем его современникам очевидного внешнего повода. Так и с этим пророчеством: в нем идет речь о поражении Ассирии, которое возбудило невероятный энтузиазм у всех врагов этого царства. Именно факт поражения Ассирии стал отправной точкой пророчества Исайи. Абсолютное большинство комментаторов останавливаются на этих военно-политических событиях и не идут дальше. Но не так обстоит дело с толкованием, которое предложил святитель Василий Великий, он почти не обращает внимания на повод произнесения этого пророчества, и вместо этого делает акцент на его духовном прочтении.

Среди прочего, святитель Василий пишет, что если израильтяне понимали слова пророка применительно к обладанию своей землей, то есть как возвещение свободы от иноземных захватчиков, то христиане должны видеть здесь нечто большее, ведь Бог не обещал нам землю, но призывал нас в Царство Небесное, следовательно, все слова Священного Писания мы должны рассматривать как помощь в достижении обетованного Христом Спасителем Царства. Так и здесь: «мы, „воскресшие со Христом“ и давшие обет „вышних искать“ (см. Кол. 3:1), землей называем благое сердце, как научены Самим Господом». Далее святитель Василий предлагает нам христианское прочтении и другого образа, который вводит своими словами пророк Исайя: «Так и горой Божией, на которой ассирияне „будут в попрание“, может быть назван возросший в добрых делах и ставший выше других словом и познанием; в нем враги будут в попрание». Несмотря на то, что святитель Василий их не упоминает, но нам вполне очевидно то, каких именно врагов он имеет в виду, ведь из слов апостола Павла мы знаем, что у христиан нет иных врагов, кроме «духов злобы поднебесной» (см. Еф. 6:12). Соответственно, с точки зрения святителя Василия в этом отрывке книги пророка Исайи речь идет ни о чем ином, как о победе над диавольскими силами, которую Бог дает одержать верующим в Него: «Итак, по сказанному, имея надежду, что враги наши погибнут на земле Божией и попраны будут на горах Божиих, что ярем их отнимется и сокрушится слава их, которой они величались как наши обладатели и покорители, сделаем все возможное, чтобы совершенно свергнуть с себя владычество их!». А для этого каждому из нас необходимо стать, как выразился святитель Василий Великий, «горой Божией», — людьми, возросшими в добрых делах, ведь иного способа победы над «духами злобы поднебесной» попросту не существует.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!