Книга Бытия, Глава 8, стихи 21-22
Книга Бытия, Глава 9, стихи 1-7
В кинематографе давно уже возникла мода на так называемую постапокалиптику — сценаристы пытаются представить, как может выглядеть человеческая цивилизация после катастрофы всемирного масштаба. Чаще всего, зрителям предлагается картина неутешительная — падение нравов, всеобщее обнищание, множество болезней, хронический голод. Продолжать этот печальный список можно долго. В сегодняшнем чтении из книги Бытия мы также становимся свидетелями первых дней существования человечества после громадной катастрофы — всемирного потопа, в водах которого уцелело лишь одно семейство. Семейство праведного патриарха Ноя. Библейское описание послепотопного времени принципиально отличается от всех постапокалиптических фантазий. Текст книги Бытия буквально дышит оптимизмом, светлой надеждой на то, что данный миру второй шанс будет использован во благо. Во всяком случае, поведение Ноя и его ближайших родственников является тому доказательством. Сойдя с ковчега, ветхозаветные праведники, приносят Господу жертву. Его характер принципиально отличает библейское повествование от иных, внебиблейских, описаний всемирного потопа. За пределами еврейской цивилизации послепотопная жертва была угодна языческим божествам сама по себе. Ветхий же Завет говорит нам, что жертвоприношение вызвало одобрение со стороны Бога как знамение благодарности. Господь увидел, что Ной и его семейство имеют добрые сердца, способные принимать и ценить промысл Божий. Поступок праведников меняет отношение Бога к человечеству. Святитель Филарет Московский пишет, что если до жертвоприношения Ноя применение справедливости со стороны Господа было всеобщим, а милосердия — выборочным, то после него ситуация изменилась. Бог обещает более не повторять глобальной катастрофы. Всеобщим законом становится как раз милосердие. Суровая справедливость же начинает применяться адресно — в отношении Содома и Гоморры, например, или же в отношении Египта. То есть только в том случае, когда те или иные люди сознательно упорствовали в грехе. Те же, кто хоть немного в ветхозаветные времена пытался жить по совести, приобретали благословение от Господа. Оно заключалось, прежде всего, в продолжении рода — когда предки видели возможность продолжения себя в своих потомках. Бог повторяет в отношении Ноя слова, произнесенные однажды в Райском саду — призывает людей плодиться и размножаться, наполняя Землю. Животный мир вновь оказывается подчиненным человеку. Но, к сожалению, уже не на принципах любви и гармонии, а на основании страха. Животные потому начинают слушаться людей, что они их боятся, но образа Божия в них не распознают. Ведь этот образ по-прежнему затемнен грехом. Потому и здесь из уст Господа звучит заповедь, защищающая ценность человеческой жизни. Но и она основана на страхе наказания. Один человек не должен убивать другого, потому что за такое преступление он подвергнется каре небес. Какой вывод мы можем сделать из сегодняшнего библейского чтения? Этот вывод одновременно прост и печален. Текст книги Бытия напоминает нам, о принципе, который однажды сформулировал святитель Николай Сербский — «на могиле любви вырастает справедливость». Когда люди в общении друг с другом забывают, что внутри них находится образ Божий и тем самым отвергают любовь как основу отношений, наступает время справедливости. Но заметьте, наступает исключительно вынуждено, как следствие нехватки Богом заповеданного общения. Поэтому не стоит пенять на Господа, когда мы ощущаем, что в жизни не достает радости, счастья, духовной гармонии. Если мы их действительно хотим ощутить в отношении себя, нужно начать по-христиански относиться к ближним.