Книга Притчей Соломоновых, Глава 11, стихи 19-31
19 Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей.
20 Мерзость пред Господом - коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути.
21 Можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным; семя же праведных спасется.
22 Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и - безрассудная.
23 Желание праведных есть одно добро, ожидание нечестивых - гнев.
24 Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет.
25 Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет.
26 Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего - благословение.
27 Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит.
28 Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть.
29 Расстроивающий дом свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом мудрого сердцем.
30 Плод праведника - древо жизни, и мудрый привлекает души.
31 Так праведнику воздается на земле, тем паче нечестивому и грешнику.
Книга Притчей Соломоновых, Глава 12, стихи 1-6
01 Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.
02 Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит.
03 Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен.
04 Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его.
05 Промышления праведных - правда, а замыслы нечестивых - коварство.
06 Речи нечестивых - засада для пролития крови, уста же праведных спасают их.
Всякий раз, когда общество сталкивается с проблемами, в нем с особой ясностью обозначаются два лагеря. Первые цепляются за свое благополучие и оказываются не готовы им поступиться. Пусть остальные выживают как хотят, в трудные времена каждый сам за себя, — говорят они. Вторые, напротив, видят беды других людей и готовы идти навстречу, вопреки собственной выгоде. Причем, самое интересное, что на это не влияют ни образование, ни финансовое благополучие. Можно было бы подумать, что бедные склонны к жадности, а богатые к тому, чтобы помогать другим, однако жизненные опыт показывает, что это абсолютно не так. Всем известно, что, если после какого-нибудь катаклизма появляется необходимость вывозить людей, среди таксистов, да и самых обычных водителей, всегда находятся как те, кто поднимает цены, пользуясь тем, что люди попали в безвыходную ситуацию, так и те, кто по той же самой причине готов везти людей бесплатно.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как Соломон учит своего сына, говоря: «Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет». При этом наша цивилизация настолько пропитана христианскими идеями, что мы обычно даже не замечаем, что с точки зрения борьбы за выживание рациональной подобные рассуждения не выдерживают никакой критики. Древние совершенно неслучайно говорили: «человек человеку волк», что можно было бы сформулировать еще проще: «каждый сам за себя». Да и кто тебе поможет, если ты сам себе не поможешь? Если отдашь последнее, на кого ты будешь рассчитывать?
Эти вопросы совсем непраздные, о них действительно стоит думать, ведь мы живем в мире, который требует от нас отчета о том, на что мы рассчитываем. Для всякого действия человек обычно имеет. Когда человек садится в самолет, он рассчитывает на определенные законы физики, которые будучи соблюдены не должны его подвести. Прежде чем пустить человека в самолет, инженеры все подробно рассчитывают и только после того, как все законы учтены — можно лететь. Но что за закон обосновывает благотворительность? Какая механика может его гарантировать? Ответ прост: никакая. Никакого закона, который гарантировал бы слова Соломона нет и быть не может. Нравится нам это или нет, но человек вообще в своей деятельности не гарантирован. В мире, который привык к технике — это может показаться слабостью, но в это его главная ценность. Как люди мы не гарантированы, но ведь именно это и придает ценность нашим поступкам. Сегодня модно говорить о том, что свободы нет. На уровне элементарных реакций может быть, но людьми нас делают не реакции... Людьми нас делает способность разумно, свободно и творчески действовать вопреки всем очевидностям. Как это возможно, в мире, раз все этому противоречит? Ответ прост: человек в своей деятельности к этому миру не сводится, он, конечно, учитывает его законы, но учитывает так же тот внутренний зов образа Божьего, который и делает его человеком.