Книга Притчей Соломоновых, Глава 11, стихи 19-31
Книга Притчей Соломоновых, Глава 12, стихи 1-6
Всякий раз, когда общество сталкивается с проблемами, в нем с особой ясностью обозначаются два лагеря. Первые цепляются за свое благополучие и оказываются не готовы им поступиться. Пусть остальные выживают как хотят, в трудные времена каждый сам за себя, — говорят они. Вторые, напротив, видят беды других людей и готовы идти навстречу, вопреки собственной выгоде. Причем, самое интересное, что на это не влияют ни образование, ни финансовое благополучие. Можно было бы подумать, что бедные склонны к жадности, а богатые к тому, чтобы помогать другим, однако жизненные опыт показывает, что это абсолютно не так. Всем известно, что, если после какого-нибудь катаклизма появляется необходимость вывозить людей, среди таксистов, да и самых обычных водителей, всегда находятся как те, кто поднимает цены, пользуясь тем, что люди попали в безвыходную ситуацию, так и те, кто по той же самой причине готов везти людей бесплатно.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как Соломон учит своего сына, говоря: «Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет». При этом наша цивилизация настолько пропитана христианскими идеями, что мы обычно даже не замечаем, что с точки зрения борьбы за выживание рациональной подобные рассуждения не выдерживают никакой критики. Древние совершенно неслучайно говорили: «человек человеку волк», что можно было бы сформулировать еще проще: «каждый сам за себя». Да и кто тебе поможет, если ты сам себе не поможешь? Если отдашь последнее, на кого ты будешь рассчитывать?
Эти вопросы совсем непраздные, о них действительно стоит думать, ведь мы живем в мире, который требует от нас отчета о том, на что мы рассчитываем. Для всякого действия человек обычно имеет. Когда человек садится в самолет, он рассчитывает на определенные законы физики, которые будучи соблюдены не должны его подвести. Прежде чем пустить человека в самолет, инженеры все подробно рассчитывают и только после того, как все законы учтены — можно лететь. Но что за закон обосновывает благотворительность? Какая механика может его гарантировать? Ответ прост: никакая. Никакого закона, который гарантировал бы слова Соломона нет и быть не может. Нравится нам это или нет, но человек вообще в своей деятельности не гарантирован. В мире, который привык к технике — это может показаться слабостью, но в это его главная ценность. Как люди мы не гарантированы, но ведь именно это и придает ценность нашим поступкам. Сегодня модно говорить о том, что свободы нет. На уровне элементарных реакций может быть, но людьми нас делают не реакции... Людьми нас делает способность разумно, свободно и творчески действовать вопреки всем очевидностям. Как это возможно, в мире, раз все этому противоречит? Ответ прост: человек в своей деятельности к этому миру не сводится, он, конечно, учитывает его законы, но учитывает так же тот внутренний зов образа Божьего, который и делает его человеком.