Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Марка, Глава 2, стихи 14-17

14 Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним.

15 И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним.

16 Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?

17 Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Известный историк и публицист 20-ого века священник Александр Ельчанинов однажды написал в своём дневнике: «Божье — любить ненавидящих. Дьявольское — ненавидеть, оскорблять любящих. Человеческое — любить любящих, ненавидеть ненавидящих». Христианство призывает нас не просто быть хорошими людьми, а стать похожими на Бога — нашего Творца. Это означает, что ориентироваться нужно, возвращаясь к высказыванию о. Александра, не на человеческое, а на Божье. Иными словами — любить и тех, кто нам нравится, и тех, кто не очень. В особенности сложно исполнить евангельскую заповедь любви становится тогда, когда не в теории, а на практике, в обычной ежедневной жизни, сталкиваешься с явным проявлением греха. Вот тогда и встает ребром проблема — как проявить любовь к именно такому ближнему? Как отделить грешника от его греха?

Этой дилемме и посвящено сегодняшнее Евангельское чтение. Оно состоит всего из четырёх стихов, но при всей своей краткости учит нас чрезвычайно важной добродетели. Сначала мы слышим описание призвания в число апостолов Левия Матфея. Будущий ученик Спасителя до встречи со Христом работал мытарем, то есть сборщиком налогов. Профессия эта, надо сказать, приносила Матфею массу неприятностей. Иудеи времен Господа Иисуса мытарей просто ненавидели. Сразу по двум причинам. Первая — за то, что они собирали подати в пользу оккупантов, то есть Римской империи. Вторая причина ненависти состояла в том, что мытари не получали жалования как такового, а плюсовали к налогам свой зарплатный бонус. То есть собственноручно обирали соплеменников. Будь на месте Христа кто-то другой, он бы и не посмотрел на мытаря, сидящего на площади. Но Спаситель посмотрел на Матфея глазами Божиими. И увидел в его сердце огромное желание изменить свою жизнь, вернуть утраченную чистоту совести. Господь Иисус, не сомневаясь, призывает Матфея в число апостолов. И тот с радостью откликается на этот призыв. Дальше мы видим уже другой эпизод. Спаситель заходит в дом нового ученика и разделяет с ним трапезу. За столом вместе со Христом, Матфеем, иными апостолами оказываются также мытари и, по выражению евангелиста, «грешники». Иными словами — люди с сомнительной репутацией. Книжники и прочие знатоки закона Моисеева начали упрекать Христа. На что услышали такой ответ: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Нам необходимо понять значение слов Спасителя. Сделать это невозможно без знания исторического и религиозного контекста. Для ветхозаветного общества был характерен практически черно-белый формат видения человеческой жизни. Либо ты исполняешь заповеди и благодаря этому являешься полноценным членом общества. Либо ты грешишь и тебя просто вычеркивают из общественной жизни, без возможности возвращения. Иудеи, уличенные в серьёзных пороках, становились настоящими изгоями. Но Христос идёт именно к этим людям. Сын Божий, общаясь с жертвами пороков и страстей, конечно же, не одобрял их образа жизни. Но Он совершал очень важную вещь — возвращал людям их достоинство. Не в светском смысле даже, а, прежде всего, в отношении образа Божия, который в каждом из нас имеется. Человек, встретившись со Христом, в глубинном смысле вспоминал, что по-прежнему любим Богом. И если любовь Отца Небесного действительно была собеседнику Спасителя дорога, то он вставал на путь покаяния — то есть изменения себя и приближения к Господу.

Сегодняшнее Евангелие учит нас быть похожими на Христа — видеть в иных лучшее, светлое. И самим вести себя так, чтобы глядя на нас, окружающие думали: «Если этот Бог делает из людей ангелов, значит в Него точно нужно верить!»

Известный историк и публицист 20-ого века священник Александр Ельчанинов однажды написал в своём дневнике: «Божье — любить ненавидящих. Дьявольское — ненавидеть, оскорблять любящих. Человеческое — любить любящих, ненавидеть ненавидящих». Христианство призывает нас не просто быть хорошими людьми, а стать похожими на Бога — нашего Творца. Это означает, что ориентироваться нужно, возвращаясь к высказыванию о. Александра, не на человеческое, а на Божье. Иными словами — любить и тех, кто нам нравится, и тех, кто не очень. В особенности сложно исполнить евангельскую заповедь любви становится тогда, когда не в теории, а на практике, в обычной ежедневной жизни, сталкиваешься с явным проявлением греха. Вот тогда и встает ребром проблема — как проявить любовь к именно такому ближнему? Как отделить грешника от его греха?

Этой дилемме и посвящено сегодняшнее Евангельское чтение. Оно состоит всего из четырёх стихов, но при всей своей краткости учит нас чрезвычайно важной добродетели. Сначала мы слышим описание призвания в число апостолов Левия Матфея. Будущий ученик Спасителя до встречи со Христом работал мытарем, то есть сборщиком налогов. Профессия эта, надо сказать, приносила Матфею массу неприятностей. Иудеи времен Господа Иисуса мытарей просто ненавидели. Сразу по двум причинам. Первая — за то, что они собирали подати в пользу оккупантов, то есть Римской империи. Вторая причина ненависти состояла в том, что мытари не получали жалования как такового, а плюсовали к налогам свой зарплатный бонус. То есть собственноручно обирали соплеменников. Будь на месте Христа кто-то другой, он бы и не посмотрел на мытаря, сидящего на площади. Но Спаситель посмотрел на Матфея глазами Божиими. И увидел в его сердце огромное желание изменить свою жизнь, вернуть утраченную чистоту совести. Господь Иисус, не сомневаясь, призывает Матфея в число апостолов. И тот с радостью откликается на этот призыв. Дальше мы видим уже другой эпизод. Спаситель заходит в дом нового ученика и разделяет с ним трапезу. За столом вместе со Христом, Матфеем, иными апостолами оказываются также мытари и, по выражению евангелиста, «грешники». Иными словами — люди с сомнительной репутацией. Книжники и прочие знатоки закона Моисеева начали упрекать Христа. На что услышали такой ответ: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Нам необходимо понять значение слов Спасителя. Сделать это невозможно без знания исторического и религиозного контекста. Для ветхозаветного общества был характерен практически черно-белый формат видения человеческой жизни. Либо ты исполняешь заповеди и благодаря этому являешься полноценным членом общества. Либо ты грешишь и тебя просто вычеркивают из общественной жизни, без возможности возвращения. Иудеи, уличенные в серьёзных пороках, становились настоящими изгоями. Но Христос идёт именно к этим людям. Сын Божий, общаясь с жертвами пороков и страстей, конечно же, не одобрял их образа жизни. Но Он совершал очень важную вещь — возвращал людям их достоинство. Не в светском смысле даже, а, прежде всего, в отношении образа Божия, который в каждом из нас имеется. Человек, встретившись со Христом, в глубинном смысле вспоминал, что по-прежнему любим Богом. И если любовь Отца Небесного действительно была собеседнику Спасителя дорога, то он вставал на путь покаяния — то есть изменения себя и приближения к Господу.

Сегодняшнее Евангелие учит нас быть похожими на Христа — видеть в иных лучшее, светлое. И самим вести себя так, чтобы глядя на нас, окружающие думали: «Если этот Бог делает из людей ангелов, значит в Него точно нужно верить!»

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

Как научиться переживать сложные, тяжкие моменты своей жизни? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 50-й главы книги…

01.05.2024

Задумывались ли вы, дорогие друзья, над вопросом — что важнее: наследственность или среда? Чтение из 2-й главы книги Исход,…

30.04.2024

Есть в технических вузах страшная дисциплина — Сопромат. Её полное название — Сопротивление материалов. В рамках этой дисциплины изучается, где…

30.04.2024

Что общего между служением древних еврейских пророков и тем служением, к которому Христос призывает всякого Своего последователя?…

30.04.2024

This website uses cookies.