Книга Притчей Соломоновых, Глава 10, стихи 31-32, Глава 11, стихи 1-12. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 10, стихи 31-32

31 Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется.

32 Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых - развращенное.

Книга Притчей Соломоновых, Глава 11, стихи 1-12

01 Неверные весы - мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему.

02 Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными - мудрость. [Праведник, умирая, оставляет сожаление; но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых.]

03 Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их.

04 Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти.

05 Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего.

06 Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим.

07 Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает.

08 Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый.

09 Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются.

10 При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество.

11 Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается.

12 Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Современному человеку, малознакомому с библейской культурой, сегодняшнее чтение может показаться по-своему уникальным, потому что решает вопросы не только нравственные, но и вопросы внешнего вида. Кто-нибудь возмутится: что за вздор? Не было в сегодняшнем чтении ничего подобного... Но случай это не выдуманный, а вполне реальный. Некоторое время назад у одного из моих знакомых возник вопрос, что имеет ввиду Соломон, когда говорит: «Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему». О чем это? Соломон действительно выступает против неточных весов? Он переживает за то, сколько весит? И что за правильный вес? Неужели в церкви есть правило, по которому надо стремиться к определенному весу?

Конечно, подобные предположения у человека, который знаком с контекстом, вызывают улыбку. Богу неугоден не сломавшийся прибор, который сегодня есть в каждом доме. Хорошо, когда нечто работает так как должно и не дает сбоев... но в данном случае речь идет о весах на рынке, с помощью которых продавец может обмануть покупателя или напротив обслужить его корректно, правильно взвесив товар и взяв за него правильную плату. Вес — это, конечно, не вес человека. Это гирька, которая участвует во взвешивании товара. Правильность же ее заключается том, что ее вес соответствует тому, что на ней написано, ведь именно это соответствие помогает продавцу и покупателю все правильно сделать.

Однако, попытка моего знакомого прочитать слова Соломона на современный манер, не бесполезна. Сравнение двух прочтений позволяет нам увидеть, как изменились акценты. Для ветхозаветной культуры самым важным оказывается нравственное состояние человека. Чего он желает? Обмануть ближнего и нажиться за его счет или его честная торговля воспринимается им как служение окружающим. Человек традиционной культуры отрицательно оценивал чревоугодие не столько потому, что оно меняло внешний облик того, кто много ел. Для древних было очевидно, что все люди разные и создание стандартов красоты — это путь к тому, чтобы сделать несчастными многих. Чревоугодие воспринимали как грех, потому что оно могло привести к болезням в будущем и уже здесь и сейчас говорило о болезни воли. Ведь тот, кто не смог быть хозяином себе в вопросах пищи, не сможет обладать собой и во многом другом.

Человек современной культуры напротив, ориентирован на внешнее, а не на внутреннее. Он создает стандарты красоты внешней, не считаясь с тем, что она не зависит от самого человека. Для многих это приводит к тяжелым кризисам идентичности, к ненависти к себе, к своему телу, своим близки и, наконец, даже к возмущению Самим Богом. Выбирая в качестве ориентира внешние критерии, человек обрекает себя на постоянное чувство беспокойства и неудовлетворенности, ведь стандарты не учитывают его индивидуальности, они меняются из-за того, что меняется рынок услуг... Он делает себя заложником чужого непостоянного, нелюбящего и требовательного взгляда. Конечно, древние имели понятие о красоте, но в первую очередь они оценивали красоту внутреннюю, которая зависит от усилий самого человека. Избирая в качестве главных критериев критерии внутренние — мы оказываемся способны к подлинной красоте, к тому, чтобы стать такими, какими задумал нас Бог.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!