Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Книга Бытия, Глава 7, стихи 1-5

01 И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем;

02 и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского;

03 также и из птиц небесных [чистых] по семи, мужеского пола и женского, [и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,] чтобы сохранить племя для всей земли,

04 ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли.

05 Ной сделал все, что Господь [Бог] повелел ему.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Повеление от Бога, которое слышит Ной, весьма суровое: переступая порог ковчега, Ной понимает, что отрезает жизнь своей семьи от всего того, с чем она была связана ранее. Более того: он знает, что все, оставшиеся вне спасительного ковчега, погибнут. Как можно на такое решиться? В душе человека должен произойти какой-то грандиозный переворот — чтобы потом всю жизнь не обвинять себя в том, что ты сам — выжил, а все остальные — нет.

Текст книги Бытия помогает нам найти ответ на этот вопрос. Бог, обращаясь к Ною, говорит: «ибо тебя Я увидел праведным...» Тотчас всплывает другой образ — только уже из Евангелия, из притчи о страшном Суде — когда Господь обращается к праведникам, и фактически им говорит — не важно, что вы Меня не видели, помогая другим людям: главное, что глазами получивших помощь Я вас увидел!

Но что значит — Бог увидел человека? Когда мы что-то видим — мы различаем, отделяем одно от другого. Если изображение расфокусировано — всё размыто, неопределённо. Стоит навести фокус — и мы чётко видим, чем предмет нашего интереса отличается от окружающей среды. Бог увидел Ноя, когда он внутренне отделился от среды погрязших в разврате и преступлениях. Также Бог увидел и Авраама, когда он по вере вышел из земли Халдейской в полную безвестность. Также Бог увидел и праведного Иова — когда он отказался согласиться с требованиями своих самых близких — похулить Бога и положить конец своим неправедным страданиям. Одно из самых часто встречающихся слов в Пятикнижии — «кадош» — святой. «Кадош» — и есть «отделенный», «выделенный» из ряда прочего, а в нашем примере — «сфокусированный».

Библейский термин «кадош» и есть ключ к вопросу — что есть «распознавание» Богом человека, когда Бог начинает видеть человека в ясном фокусе Своего внимания? «Кадош» этимологически происходит от глагола «леhакдиш» — предназначать. «Кадош» — не просто «выведенный из ряда подобных» просто ради того, чтобы «выделиться», но осознавший своё предназначение — которое уникально и раскрывается только в Боге. Взгляд Бога на человека — это вовсе не любопытное «рассматривание», но — призыв разглядеть в Том, Кто смотрит, отражение своей подлинной сущности. Поговорка «красота в глазах любящего» лишь слегка приоткрывает нам эту тайну взгляда Другого, под которым мы уже не можем оставаться «некрасивыми». Мы можем увидеть сами себя только сквозь Божественный взгляд, который сфокусирован на самом главном, самом существенном в нас — Его, а не нашем, замысле — ради которого мы и были приведены в этот мир. Более того — как пишет современный французский мыслитель Жан-Люк Марион, только Бог «наделяет нас собой» — только через Него, вместе с Ним вступая в диалог и соработничество, мы можем вырваться из плена мнимого эгоистического «Я» и обрести то самое подлинное личное бытие, в котором Божественное отражается беспрепятственно.

Бог увидел Ноя — и в этом взгляде Ной обрёл своё предназначение. Хочется пожелать всем нам иметь достаточно веры и мужества, чтобы в Божественном взгляде распознать и предназначение каждого из нас!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!