Евангелие от Марка, Глава 2, стихи 1-12. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 2, стихи 1-12

01 Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.

02 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

03 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;

04 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

05 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

06 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:

07 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

08 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?

09 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?

10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному:

11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Японский кинорежиссер Акира Куросава получил международную известность в 1950 году, когда на экраны вышла его картина «Расёмон» (Rashomon). Фильм удостоился признания не только на родине — Куросава получил за «Расёмона» сразу две престижные международные премии: Венецианского льва и Оскара. Критики отмечали глубокую философскую наполненность кинокартины. Сам же режиссер признавался, что при создании фильма им руководило желание показать людям, что правда всегда одна. Даже в том случае, если нам кажется иначе.

Сюжет «Расёмона» строится вокруг печальной истории. Некий разбойник нападает в лесу на самурая и его супругу. В результате самурай погибает, а женщина подвергается надругательству. Злодея ловят. Происходит суд. И тут выясняется, что одному и тому же преступлению дается сразу четыре описания. Свою историю произошедшего излагает разбойник, иначе рассказывает о случившемся супруга самурая. Дух погибшего воина, вызванный, так сказать, для дачи показаний, произносит третью версию. И, наконец, совершенно иное видение событий мы слышим из уст случайного свидетеля злодеяния — дровосека. В конце концов, оказывается, что каждый из четырех допрошенных лжет. Но эта ложь выглядит чрезвычайно правдиво. Потому что исходит не из головы, а непосредственно из сердца, из глубины личного бытия. Герои Куросавы лгут. Один — из желания облегчить наказание, другая — чтобы себя оправдать, третий — стремясь скрыть трусость, четвертый — утаивая собственное преступление. Но вот поразительная вещь — четыре лжи, соединившись, позволяют правде выйти наружу. Тем самым, Куросава показывает, что людей обмануть можно, а Бога — нельзя.

В сегодняшнем евангельском чтении мы тоже сталкиваемся с ложью, выдающей себя за благочестие, но побеждаемой правдой Божией. Христос приходит в город Капернаум и там совершает одно из самых знаменитых исцелений. К Спасителю приносят парализованного мужчину. Но так как в дом, где проповедует Сын Божий, попасть носильщикам не получается, они разбирают крышу и спускают кровать с больным прямо к ногам Христа. Спаситель возвращает парализованному возможность двигаться, произнося такие слова: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои». Так Господь Иисус показывает, что причиной страшной болезни тела был духовный недуг. Как реагируют на чудо собравшиеся? Простые люди ликуют, прославляя Бога. Но мы видим также хмурые лица иудейских законников. Те, услышав слова Христовы, начали думать про себя примерно так: «Он богохульствует! Кто может прощать грехи? Только один Бог на это способен! Бог, а не этот дерзкий человек без богословского образования». Спаситель услышал мысли книжников и возмутился той глубинной лжи, которая жила в сердцах этих людей. Господь Иисус прекрасно видел, чем на самом деле руководствуются Его критики. Не желанием защитить веру, а стремлением укорить Сына Божьего, уличить Его в неправомыслии и опозорить перед глазами окружающих. Даже видя перед собой явное чудо, законники отказывались его признать. Исцеления для них как будто не существовало. Значение имели только слова Христа, которые казались им богохульными.

Святая Церковь предлагает нам данный евангельский отрывок во второе воскресенье Великого поста, конечно же, не случайно. В прошедшее воскресенье мы праздновали Торжество Православия, то есть торжество правильной веры над неправомыслием. Однако принадлежность к пастве Христовой зависит не только от верности догматам, вселенским соборам и святым отцам. Не достаточно просто умом быть православным. Спаситель призывает нас и к верному действию. Иудейские книжники в точности знали все заповеди и обычаи, но это не сделало их лучше. Хуже того, представления законников о вере привели их ко греху богоубийства. Поэтому будем помнить, что к очень ценному знанию православного вероучения необходимо обязательно добавить исполнение заповедей Христова милосердия. Чтобы жить не по лжи, а по правде Божией, видеть мир глазами Господа Иисуса и проповедовать Его учение не только словом, но и делом.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!