Евангелие от Марка, Глава 1, стихи 35-44. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 1, стихи 35-44

35 А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.

36 Симон и бывшие с ним пошли за Ним

37 и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя.

38 Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел.

39 И Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов.

40 Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.

41 Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись.

42 После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.

43 И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его

44 и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В этой истории исцеления прокаженного мы видим двойное нарушение ветхозаветного закона: прокаженный не должен был подходить к здоровым людям, а здоровый не должен был касаться прокаженного. Причем эти указания — библейские, они содержатся в книге Левит, то есть нельзя сказать, что протокол общения с прокаженными установлен поздними раввинами. Но тем не менее Евангелие свидетельствует о двояком нарушении древнего и всем израильтянам прекрасно известного установления.

Впрочем, к самому прокаженному вопросов нет, он, как и почти всякий другой неизлечимо больной человек, был в отчаянии и не думал о соблюдении правил, он использовал любую возможность для исцеления. Но почему Христос позволил приблизиться к Себе и, более того, прикоснулся к этому человеку? Ведь, к примеру, в истории исцеления десяти прокаженных, Он поступил иначе: Господь исцелил их одним Своим словом, без какого-либо физического контакта.

Вряд ли мы сможем найти исчерпывающий ответ на вопрос о разнице в подходе к исцелению больных с одним и тем же диагнозом, но ответ на вопрос почему Христос прикоснулся к прокаженному тогда, когда мог исцелить его одним лишь Своим словом, у нас есть, его дали сразу несколько авторитетных толкователей. Вот мысли одного из них — святителя Иоанна Златоуста: «Почему, очищая волей и словом, Он прибавил также прикосновение руки? Мне кажется, не по какой иной причине, как для того, чтобы и отсюда нам показать, что не под законом Он, но над ним, и что для того, кто чист, более ничего нет нечистого. Чтобы узнали мы, что Он исцеляет не как раб, но как Господин, Владыка еще и прикасается. Ведь Его рука не сделалась нечистой от проказы, но прокаженное тело стало чистым от Его святой руки». Эту же мысль продолжает и другой святой — блаженный Феофилакт, он добавляет к словам святителя Иоанна очень важное замечание: «Спаситель, желая показать, что нет ничего по природе нечистого, что требования Закона должны упраздниться и что они имеют силу только над людьми, прикасается к прокаженному».

Закон Ветхого Завета четко разделял людей, предметы и вещества на чистые и нечистые. У этого разделения был свой смысл: через соблюдение такого разделения израильский народ не смешивался с окружавшими его язычниками и сохранял почитания Единого Истинного Бога, а почитание это, в свою очередь, было необходимо для того, чтобы мог воплотиться Христос. С Его воплощением разделение на чистое и нечистое перестало быть актуальным, нет ничего, как сказал блаженный Феофилакт, нечистого по природе, но есть другая нечистота — она вызвана грехом, она касается не столько предметов и веществ, сколько самого человека.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!