Книга Притчей Соломоновых, Глава 5, стихи 15-23
Книга Притчей Соломоновых, Глава 6, стихи 1-3
Мне, как и любому другому более-менее опытному священнослужителю, неоднократно доводилось быть свидетелем того, как люди умудрялись совершенно запутаться в собственной жизни. Схема возникновения путаницы всегда одна: жил-был вполне благополучный человек, все ему было ясно и понятно, он знал, что делать, куда двигаться и в общих чертах представлял, что его ждет в финале. Но в какой-то момент в его жизнь вошел грех. Не грех из числа тех, которые мы совершаем регулярно и почти незаметно, а другой, такой, о котором весьма не просто говорить в публичном пространстве. Чаще всего грех этот связан с людьми противоположного пола.
Выглядит это приблизительно так. Некий семьянин начинает испытывать скуку в собственной семье. Особенно часто это случается, если дети выросли, а жена так и не стала другом. Сначала он скучает незаметно и вполне благочестиво, потом в какой-то момент встречает женщину, которая разделяет его интересы, с которой, в отличие от жены, можно беседовать не только на бытовые темы. Сперва они общаются вполне целомудренно, в наше время, как правило, через интернет. Потом решают встретиться. Тоже целомудренно. Потом они встречаются еще раз. И еще. Потом они решают пропустить по стаканчику и внезапно обнаруживают себя совершившими тот грех, который дальнейшую семейную жизнь делает весьма затруднительной. Как теперь поступить? Ведь в процессе общения выяснилось, что эта понимающая женщина тоже не находит поддержки у своего мужа, что он пьяница и деспот, что он ее не ценит и вообще семейной жизни давно уже нет. Зачем идти назад, если можно двигаться вперед, тем более что грех уже случился? Решение кажется вполне очевидным и вслед за почти случайной изменой идет разрыв отношений с бывшими супругами. Начинается совместная жизнь, но оставить позади старую не получается, совесть не может не тревожить, перечеркнуть несколько десятилетий собственной жизни не получается. Ко всему этому примешиваются отношения с детьми, с ними вообще непонятно, что делать. Если раньше все было просто, то теперь приходится выбирать: новый понимающий человек или ребенок? Любой из возможных вариантов ответа неизбежно приводит к следующим вопросам и очередным выборам, каждый из которых далек от идеального, потому что источник вопросов — грех. Так возникает все большая и большая путаница.
Именно об этом и говорит книга Притчей: человека не надо запутывать, он сам запутается в том случае, если пойдет на поводу у греха: «Беззаконного улавливают собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется».