Евангелие от Матфея, Глава 20, стихи 1-16. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 20, стихи 1-16

01 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой

02 и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;

03 выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,

04 и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.

05 Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.

06 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?

07 Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.

08 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.

09 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.

10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;

11 и, получив, стали роптать на хозяина дома

12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.

13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?

14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;

15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?

16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Эта притча, как и следует из слов Господа Иисуса Христа, говорит нам о Царстве Божием. «Царство Небесное подобно хозяину дома» — так сказал Господь. Но что мы видим в самой притче? Мы видим несправедливость. Собственно, на этом и сделан акцент — на несправедливости хозяина дома, то есть Бога. Впрочем, правильнее будет сказать иначе: акцент сделан на том, что наши представления о справедливости не соответствуют тому, что является справедливым в очах Божиих. А самое любопытное заключается в том, что постичь человеческим разумом действия Бога не получается. Нам не остается ничего иного, как просто принять факт: Бог не справедлив в том смысле, который мы вкладываем в это слово. Но Бог благ. Он награждает не по справедливости, а по благодати. Благодать же невозможно заслужить, она дар, заслуга человека в ее стяжании — минимальна.

Это то, что можно сказать про основную мысль притчи. Но кто те люди, которые были призваны первыми? Здесь возможны две основные линии толкований. Первая вполне очевидна: это те, кто был призван Богом в юном возрасте, кто всю жизнь провел в христианском подвиге, соответственно, призванные позже — те, кто пришел ко Христу в зрелом или пожилом возрасте.

Вторая линия толкований не столь очевидна, ее нам предлагает святитель Григорий Двоеслов. Он видел в призванных первыми праведников Ветхого Завета, особенно же тех из них, которые жили очень долго, о них мы можем прочитать в пятой главе книги Бытия. Долгая земная жизнь — по несколько столетий, — по мнению святителя Григория, ничто иное как «тягость дня и зной». Вот его слова: «Тяжесть дня и зной перенесли те, которые трудились от начала мира; и поскольку им довелось здесь жить долго, то по необходимости надобно было переносить и продолжительнейшие искушения плоти. Ибо для каждого перенесение тяжести дня и зноя означает утомление во время продолжительной жизни от зноя своей плоти».

Конечно, для современного нам человека слова святителя Григория звучат как некий вызов, они граничат с безумием, ведь все мы знаем, что долгая жизнь — вожделенна, она благо, к которому так или иначе все мы стремимся. Но святитель Григорий, вслед за апостолом Павлом, видел благо в другом, в том, чтобы «разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп. 1:23).

Точно также понимали благо и Севастийские мученики, память которых сегодня совершает Церковь. Они не пытались зацепиться за земную жизнь через отречение от Христа, они с радостью приняли то, что уготовал им Бог, через свое всецелое принятие воли Божией они удостоились вожделенного Христова Царства, ну а мы, совершая их память, надеемся на то, что Бог даст нам ту же крепость веры, которой обладали эти люди.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!