Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 43-51

43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Журналисты очень любят задавать известным священнослужителям и мирянам один и тот же вопрос: «А как вы пришли к Богу?». Этот вопрос — своего рода общее место, похоже, что задать его считается признаком хорошего тона точно так же, как признаком хорошего тона считается произнесение приветственных и прощальных слов. Вопрошаемые старательно отвечают, зачастую их ответы бывают весьма поучительными и глубокими. Но есть в самом этом диалоге внутренняя неразрешимая проблема: невозможно словами в полной мере описать процесс призвания, ведь если бы это было возможно, то слушатели неизбежно бы уверялись в том же самом, то есть опыт прихода к Богу можно было бы транслировать так, чтобы он становился и опытом слушателей. Но этого, как правило, не происходит. И не только из-за бедности нашего языка, основная причина в другом: никто сам по себе к Богу не приходит, но всех Бог призывает Сам. Бог находит к каждому из нас индивидуальный подход, настолько индивидуальный и тонкий, что внятно объяснить, как тот или иной человек стал убежденным христианином, не получается.

Так произошло и с апостолом Нафанаилом. Мы не знаем и никогда не узнаем, что именно услышал он в словах Христа о том, что Господь видел его под смоковницей «прежде нежели позвал его Филипп». Об этом можно лишь строить предположения той или иной степени достоверности, а подлинный ответ на этот вопрос знает только сам апостол, причем знание это не столько интеллектуальное, сколько сердечное. Из текста Евангелия от Иоанна нам известно, что Нафанаил был сильно впечатлен, но Христос не останавливается на этом впечатлении, Он идет дальше и произносит довольно загадочную фразу: «отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Как и почти на любой другой евангельский отрывок, на эти слова Спасителя существует множество толкований, все они исходят из того, что здесь имеется отсылка к видению праотца Иакова — он увидел лестницу, по которой восходят и нисходят ангелы. Видение Иакова — один из символов отношения Бога и Его творения в эпоху Нового Завета. Бог более не закрыт от человека, Он близко, богообщение доступно каждому человеку. Этот факт — важнее всего прочего. Собственно, именно он и поражает более, чем само по себе Боговоплощение, следствием которого он является. Невероятная и постоянная близость Бога — вот то, что чувствует призванный Богом человек, эту близость можно пережить, но рассказать о ней так, чтобы она стала достоянием слушающих, увы, невозможно. Именно поэтому о ней не стоит говорить, но стоит молиться, чтобы она стала достоянием всех и каждого.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!