Книга Бытия, Глава 2, стихи 20-25, Глава 3, стихи 1-20. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Бытия, Глава 2, стихи 20-25

20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].

24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.

25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

Книга Бытия, Глава 3, стихи 1-20

01 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

02 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,

03 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

04 И сказал змей жене: нет, не умрете,

05 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

06 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

07 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

08 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.

09 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?

10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.

11 И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;

15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;

18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;

19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Завершающее первую седмицу Великого Поста чтение из книги Бытия предлагает нашему взору историю великой трагедии первых людей. Змей предлагает Еве не просто нарушить запрет Бога: фактически он предлагает создание альтернативной Вселенной, в которой уже не Бог — центр и основа всего, а сам человек. Но Ева в своей детской простоте и наивности не понимает всего коварства диавола — будучи неотрывно в потоке Божественной любви, она не ведает, как может этого не быть и что с ней произойдёт, если из него выпасть. Если внимательнее всмотреться в то, как происходит грехопадение, несложно заметить: начало ему полагает отклик Евы на лживые слова змея, представляющие Бога жестоким тираном — в его вопросе так и звучит подтекст: насколько же ваш Бог строг и суров, что не позволяет вам вкушать плодов ни от каких деревьев! И Ева тотчас выступает вроде бы как в защиту Бога — нет, неправда, Он хороший, Он нам всё разрешил, кроме плодов всего лишь одного дерева! Но, увы, цель змея достигнута: Ева вступила с ним в общение. Первая броня защиты пробита, можно двигаться дальше. Слова змея уже зародили в душе Евы определённое колебание — а может и правда змей знает что-то больше неё, ведь он такой мудрый и разговорчивый — не то, что остальные животные! И теперь искуситель бьёт прицельно в одну точку, чтобы представить Бога не просто суровым, но ещё и коварным, специально скрывающим истинное предназначение древа познания добра и зла. Чуть пошатнув Еву, он продолжает активно раскачивать ее дальше: он буквально пришпиливает внимание Евы к запретному дереву, и она начинает.... самостоятельно думать! Всё бы хорошо, да одна только беда: чтобы увидеть эти плоды красивыми, вкусными и вожделенными, для этого надо было уже перестать иметь Бога самым красивым и самым желанным! Чтобы увидеть всю прелесть запретного плода, надо уже отвернуться от Бога, не видеть Его как единственный критерий истины, допустить возможность самому себе стать альтернативным источником определения, что есть добро, а что — зло. «А может, правду змей говорит? А что, если действительно мы станем, как боги?» — разговор с собой всё больше увлекает Еву от Бога к себе самой, словно воронка глубоководной реки — и она уже не в силах остановиться. Фактически, змей уже добился своей цели: ему удалось поселить сомнение, вырвать Еву из потока сонастроенности Божественному Духу, которым дышал весь сотворённый мир, и начать создавать свой, автономный, само-вольный, само-чинный мир, от-личный от Божественного. Да, сорвав плод, Ева узнает, что такое — быть вне Бога — но пока её увлекает воронка соблазна, она не догадывается, каково будет оказаться на дне. Из реального мира Ева уносится в мир иллюзий, ожиданий, представлений — который в силу дарованной Богом свободы может быть внутри каждого человека. В отличие от Божьего мира, этот свой «мирок» — полная собственность его хозяина, где он сам — царь и бог. Правда, его место — только в сознании, в бесконечных личностных интерпретациях, в переосмыслении реальности под свою стать, под себя, любимого.

Плод сорван, съеден, передан Адаму. Солидарность с женщиной оказалась сильнее верности Творцу. Первый Божественный экзамен провален. Запущена переподготовка. Через многое предстоит пройти прародителям и их потомкам, чтобы однажды родился Тот, Кто сдаст некогда проваленный экзамен на отлично. Тот, Кого лукавый искуситель так и не сможет поколебать в абсолютной верности Отцу. Даже если цена этой верности будет жестокая, беззаконная, позорная смерть. И Он, Христос, станет Новым Адамом для всего человечества — передавая свою победу над грехом и смертью тем, кто соединяются с Ним верой и любовью!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!