Книга пророка Исайи, Глава 2, стихи 11-21
Эти слова пророка Исайи относятся одновременно к двум разнесенным во времени событиям. Во-первых, он своими словами обличает гордость своих современников, которые полагали, что могут решить все государственные проблемы сугубо человеческими средствами.
Подобная ситуация повторяется постоянно, как на личном, так и на общественном уровне. Всем нам весьма непросто дается соблюдение баланса между надеждой на Бога и собственными усилиями, все мы постоянно находимся в зоне риска и норовим уклониться то в одну, то в другую сторону, но чаще всего, конечно, мы уклоняемся в сторону надежды на самих себя и на свои силы. Бог, полагаем мы, далеко и проявление Его силы в мире вовсе не очевидно, а наши проблемы — близки и реальны, чаще всего мы верим в то, что способны их решить, а потому первым делом ищем сугубо человеческие пути разрешения проблемных ситуаций и лишь тогда, когда уже не остается никакой надежды, мы в качестве последнего и не вполне надежного средства обращаемся к Богу. На всякий случай. Просто потому, что все прочее уже было испробовано. Такой подход пророк Исайя называет гордостью, которая неминуемо ведет к погибели. Мы знаем, что именно так и произошло с Иудеей: ее граждане не услышали пророческое слово и были уведены в плен.
В равной степени услышанные нами сегодня слова Исайи относятся и к концу времен. В этом смысле Исайи снова выступает не как человек Ветхого Завета, но как новозаветный автор. Если с тем, что надежда лишь на самого себя приводит к поражению, можно поспорить и привести множество примеров из жизни гениальных полководцев и государственных деятелей языческого мира, то в отношении конечных судеб мира спорить не получится, хотя бы в силу того, что речь идет о будущем. Позиция тех, кто полагает возможным надежду на свои силы, ничем не может быть подкреплена, тогда как упование верующих подтверждается множеством свидетельств, самые значимые из которых, — собственно пророк Исайи и Сам Христос. Спаситель почти дословно воспроизводит в Своей проповеди слова пророка, к примеру, в финале причте о мытаре и фарисее Он говорит: «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14). Исайя говорит о том же самом: «И падет величие человеческое, и высокое людское унизится». Слова пророка дополняют слова Христа: из слов Исайи понятно, почему произойдет именно так — человек существо тварное, он не может жить без Бога и вне Его, а любое проявление гордыни и самовозвышение — это ничто иное, как следствие глубокого непонимания реального положения вещей, это ни что иное, как глупость, ну а глупость еще никогда и никого не привела ни к чему хорошему.