Книга Бытия, Глава 2, стихи 4-19
Библейский рассказ о сотворении мира венчается созданием человека. Заметим, что до появления человека — как говорит бытописатель — ни травы, ни кустарника не было именно потому, что «не было человека для возделывания земли». И деревья тоже произрастают не просто так — они «приятны на вид» и «хороши для пищи» — кому? Естественно, тому же человеку! Да и весь сад Эдемский — опять-таки — для человека! Этот буквальный библейский антропоцентризм потрясает: Бог пестует человека — нянчится, возится с ним как с самой главной ценностью, создавая для него идеальные условия жизни и развития. Более того: Бог вводит человека во Вселенную не как раба — а как Сына, со-работника, со-трудника Богу — с призванием принять участие в дальнейшем развитии мира. Именно об этом — возделывание земли, хранение Эдемского сада, наречение имён животных и птиц. Если «выгрузиться» из привычных иллюстраций из детской Библии, где художники придумали толпу животных в огромной очереди на наречение имён и увидеть это как продолжительный процесс, развёрнутый во времени — мы увидим захватывающую дух картину: человек своими широко открытыми детскими глазами опознаёт красоту Создателя через всё, с чем соприкасается. Вот кто-то проскакал в траве — ага, это кузнечик. В небеса взмыло нечто огромное и величественное, ну конечно же, это орел! Привет, орел! Какой же ты гармоничный в своей силе! А это чья рыжая мордочка любопытно высунулась из-под корней? Здравствуй, лисичка-красавица! Вот это и хвост у тебя — просто заглядение! Ведь дать имя — значит, познать суть, отделить словом одно от другого — и Адам великолепно справляется с этой задачей! Он знакомится с миром, в который Бог его привёл — знакомится — то есть даёт «знаки», которыми «обо-значает» для дальнейшего взаимодействия. Бог не даёт ему какой-то набор слов и понятий, из которого первый человек должен был бы складывать свои слова — нет, сам процесс называния, подыскивания отражающих природу звуков и слов и становится первым опытом пения и говорения, взаимодействия Адама с миром! И тут же рядом — Сам Бог, со стороны наблюдающий за этим творческим процессом, радующийся тому, что созданный по Его образу и подобию раскрывается, словно бутон розы под ласковыми лучами утреннего солнца!
Как же важно не забывать о том, что именно раскрытие в себе творческого духа, узнавание отражённой в творении красоты Бога есть едва ли не самое существенное, что отличает человека от всего остального мира!