Книга Бытия, Глава 2, стихи 4-19
04 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,
05 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,
06 но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.
07 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
08 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
09 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
13 Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.
14 Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.
15 И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
Библейский рассказ о сотворении мира венчается созданием человека. Заметим, что до появления человека — как говорит бытописатель — ни травы, ни кустарника не было именно потому, что «не было человека для возделывания земли». И деревья тоже произрастают не просто так — они «приятны на вид» и «хороши для пищи» — кому? Естественно, тому же человеку! Да и весь сад Эдемский — опять-таки — для человека! Этот буквальный библейский антропоцентризм потрясает: Бог пестует человека — нянчится, возится с ним как с самой главной ценностью, создавая для него идеальные условия жизни и развития. Более того: Бог вводит человека во Вселенную не как раба — а как Сына, со-работника, со-трудника Богу — с призванием принять участие в дальнейшем развитии мира. Именно об этом — возделывание земли, хранение Эдемского сада, наречение имён животных и птиц. Если «выгрузиться» из привычных иллюстраций из детской Библии, где художники придумали толпу животных в огромной очереди на наречение имён и увидеть это как продолжительный процесс, развёрнутый во времени — мы увидим захватывающую дух картину: человек своими широко открытыми детскими глазами опознаёт красоту Создателя через всё, с чем соприкасается. Вот кто-то проскакал в траве — ага, это кузнечик. В небеса взмыло нечто огромное и величественное, ну конечно же, это орел! Привет, орел! Какой же ты гармоничный в своей силе! А это чья рыжая мордочка любопытно высунулась из-под корней? Здравствуй, лисичка-красавица! Вот это и хвост у тебя — просто заглядение! Ведь дать имя — значит, познать суть, отделить словом одно от другого — и Адам великолепно справляется с этой задачей! Он знакомится с миром, в который Бог его привёл — знакомится — то есть даёт «знаки», которыми «обо-значает» для дальнейшего взаимодействия. Бог не даёт ему какой-то набор слов и понятий, из которого первый человек должен был бы складывать свои слова — нет, сам процесс называния, подыскивания отражающих природу звуков и слов и становится первым опытом пения и говорения, взаимодействия Адама с миром! И тут же рядом — Сам Бог, со стороны наблюдающий за этим творческим процессом, радующийся тому, что созданный по Его образу и подобию раскрывается, словно бутон розы под ласковыми лучами утреннего солнца!
Как же важно не забывать о том, что именно раскрытие в себе творческого духа, узнавание отражённой в творении красоты Бога есть едва ли не самое существенное, что отличает человека от всего остального мира!