Книга Притчей Соломоновых, Глава 3, стихи 1-18
Тема веры является ключевой для всего Священного Писания. Ей посвящен и сегодняшний отрывок. Обращаясь к юноше, премудрый царь Соломон говорит: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои». Казалось бы, при чем тут вера? О надежде есть слова, о критическом отношению к своему разуму, есть, ну а вера то где? Есть такая всем хорошо известная детская игра в антонимы. Ведущий подбирает слово, а игроки должны назвать противоположные ему по значению. Что может противостоять вере? Чаще всего говорят о сомнении, скепсисе, безверии, атеизме, в конце концов.
Во всем этом, безусловно, нет никакой ошибки. Это словно грани значения одного и того же явления. Но есть один смысл, о котором или не упоминают или просто забывают. Вере противостоит желание полностью своими силами контролировать ситуацию.
Ведь что такое вера? Это глубокое чувство, что рядом с тобой присутствует Сила, которая намного могущественней тебя. Тот, Кто не просто поддерживает твои начинания, но и может восполнить начатое, довести, если потребуется, дело до конца. То есть, вера — это всегда сотрудничество человека с Богом. А Бог бывает непредсказуем. И ему лучше видно, какой шаг сделать завтра. И зачастую Он не рассказывает нам о Своих планах.
А потому наша попытка самостоятельно составить четкий и однозначный план действий, чтобы гарантировать благополучие и безопасность себе и своим близким, все наши старания лишь собственными силами полностью взять под контроль свою жизнь — это вытеснение из нее Творца. В конечном счете это недоверие Ему и Его Промыслу. Это, по словам Соломона, и есть «полгаться на свой разум».
И, напротив, мысль о том, что все может пойти не так как я запланировал, не так, как я себе представлял, не так, как мне хочется, потому что у Бога могут быть иные планы на этот счет — признак подлинной веры. Она живет там, где есть смирение перед непредсказуемостью этой жизни. Перед тем, что завтра все, вопреки моим представлениям, может перевернуться с ног на голову. Она возможна там, где есть надежда на то, что даже если ты будешь падать, в последний момент тебя обязательно подхватят.
Не так ли мы совершаем, например, воздушные путешествия? Большинство из нас не знает, как именно устроен самолет; каков статус его технической готовности; нам незнакомы пилоты, которые им управляют и многие другие существенные детали. Однако мы садимся и летим, не держа руку на пульсе. А представьте, если бы кто-то, начал все это выяснять перед полетом, чтобы заверить себя в собственной безопасности. Мы бы никуда и никогда не улетели.
В Священном Писании есть замечательные примеры, которые показывают нам, как противна Богу эта жажда неограниченного контроля. Однажды великий царь Давид, когда его могущество достигла своего зенита, решил устроить перепись народа: посчитать всех мужчин, которые способны к войне. За это Господь прогневался на него. В Израиле произошла эпидемия. Много народу погибло. Спрашивается, в чем заключался грех царя? Неужели перепись была противен Творцу? Но почему тогда Сам Христос принял участие в переписи императора Августа, не уклонился от нее? Грех Давида был не в том, что он захотел узнать, сколько людей в его государстве. Грех в том, что он перестал надеяться на Бога и все свои надежды связал с безупречно отлаженной государственной системой, с человеческим ресурсом, с военной силой и организацией. Так он решил взять ситуацию под контроль и гарантировать себе безопасность.
Поэтому тот же царь Соломон предостерегает сегодня каждого из нас: «Не будь мудрецом в глазах твоих». То есть, остерегитесь стремится полностью контролировать свою жизнь, будто ты много в ней понимаешь. Даже если нас посетит мысль, что мы держим ее в руках, это не более, чем иллюзия. Ведь уже в следующий момент сработает механизм Божественного Промысла, почва уйдет из-под ног, и мы окажемся в ситуации человека, о котором говорит апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе: «Ибо ты говоришь: „я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды“; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг».
Будем помнить, что очень часто, пытаясь просчитать все риски, тщательно распланировать каждый свой шаг, мы не оставляем места для действия Бога. И не то страшно, что Господь может наказать за это оскудение веры и доверия к Себе. Страшнее то, что в ответ на эту настырность Он может просто уйти из нашей жизни. «Хочешь сам, хорошо, давай сам. Я не буду вмешиваться». А потому будем учиться порой отпускать ситуацию. Да. Это не простой путь. Это путь проб и ошибок. Много ссадин и синяков можно заработать человеку, прежде чем он сможет понять, что зависит от Бога, а что от его собственных сил. Однако лишь идя по этому нелегкому пути, мы сможем приобрести не шаблонную, а живую веру и подлинную мудрость, о которой и говорит сегодня царь Соломон.