Книга Притчей Соломоновых, Глава 1, стихи 20-33
Сегодняшний отрывок начинается с весьма примечательной мысли. Царь Соломон рассказывает нам, где можно услышать голос Премудрости, то есть, где и когда человек может расслышать голос Бога? В первую очередь, это происходит в «главных местах собраний». Речь идет о молитвенных общинах. То есть голос Премудрости можно распознать в церковных текстах, богослужениях, словах священника, что вполне закономерно: где как не в традиции веры Бог открывается людям в полноте? Но, оказывается, не только в храме человек может встретить Премудрость Творца.
Соломон сообщает нам очень важную мысль — Премудрость можно найти и у «городских ворот».
Городские ворота на Древнем Востоке — это не просто вход в город. Это средоточие культурно-политической жизни. Здесь заключались важные сделки, провозглашались указы царя, проходили суды. Если это был столичный город, такой как Иерусалим, здесь собирались люди со всех уголков мира. Прислушавшись к их опыту, также можно узнать нечто о Боге.
Это далеко не праздные мысли. Писание говорит нам, что мир, который сотворил Господь, благ в своих основаниях. Даже после грехопадения, по словам христианских богословов, в нем словно семена рассеяны отблески божественной красоты. А потому частично ее отпечаток несет на себе всякий человек, рожденный в этот мир.
Если бы это было не так, то нам пришлось бы отказать в благородстве, великодушии, самой человечности всем тем, кто, по нашим представлениям, не знает Бога лично. Нам пришлось бы доказывать, что в них больше не живет образ Божий. Что все прекрасное, которое породил их гений, музыка, живопись, скульптура, литература и другие произведения искусства, вне зависимости от их ценности — все скверные, все низкие, все грязные, поскольку лишены непреходящего, высокого смысла и не имеют никакого отношения к красоте горнего мира.
Известно, что опытный старатель распознает драгоценный камень, спрятанный даже под слоями породы. То, что для некоторых просто кусок грязи, кусок камня, для него еще не подвергнутый огранке алмаз.
Не случайно и в христианских патериках, сборниках истории из жизни древних монахов, мы узнаем, как великие святые учились у простых людей. Так, известен случай из жизни одного из основателей древнего монашества Антония Великого. Однажды он попросил Бога, чтобы Тот показал ему человека, который достиг высокого духовного совершенства. Господь ответил ему, что тот должен идти в Александрию к обыкновенному сапожнику. Найдя его, преподобный спросил, как он живет. И тот ответил: «Я не делаю ничего особенного. Просто, когда сижу за работой — всегда рассматриваю прохожих и думаю так: «Все эти люди спасутся, а я один погибну». Это было сказано не напоказ, а от широты сердца, с глубоким убеждением. Так великий святой получил урок великого смирения от простого, ничем неприметного человека. Получил, потому что умел всматриваться. Потому что не спешил судить о ближнем, исходя из своих представлений и был готов слушать и слышать.
Не потому ли мы интуитивно тянемся к тем, кто может рассмотреть доброе там, где окружающие просто отказываются его замечать. И напротив: нас отталкивают люди, которые уверены лишь в своей правоте. Мы называем из узколобыми и сухими, ведь они не умеют слушать и слышать другого, видеть уникальность той ситуации, в которой оказался человек. Такие сами себя обкрадывают. По причине собственных предрассудков и предубеждений, они не в силах рассмотреть красоту, спрятанную под толщей жизненных обстоятельств, под наносами особенностей характера человека.
А потому постараемся присматриваться к этой жизни. Позволим себе хотя бы допустить мысль о том, что голос Божий может звучать не только с амвона и священных книг. И обязательно однажды Господь даст нам почувствовать, что Его Премудрость обильно рассеяна в этом мире. И мы вполне способны увидеть ее отражение в лице случайного человека, которого встретим у «городских ворот».