Евангелие от Матфея, Глава 6, стихи 1-13. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 6, стихи 1-13

01 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

02 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.

03 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,

04 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

05 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

06 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

07 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;

08 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

09 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;

10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;

12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Один из святых христианской Церкви, авва Дорофей, рассказал такую историю. В некоем монастыре жил молодой монах, о котором говорили, как об образце добродетели и смирения. Он никогда не гневался, не раздражался, был всегда услужлив братии, не перечил им, не огрызался, когда его обижали, не оправдывался, когда ему делали замечания или упрекали в чем-либо. Преподобный Дорофей сам лично захотел познакомиться и пообщаться с этим юношей. Встретив его, он спросил: «Чадо, ты такой молодой, а уже смог достичь небывалой высоты совершенства. Скажи, как тебе удается хранить душевный мир и не возмущаться, когда окружающие доставляют тебе различные скорби?» На это юноша ответил ему: «А стоит ли возмущаться, когда на тебя лают собаки?»

Очень показательная история. Внешне человек может выглядеть весьма и весьма благочестивым и добродетельным. Однако душа его будет исполнена презрением к окружающим. Его может наполнять самодовольство и тщеславие. Именно они будут давать ему силы совершать поступки, которые внешне будут очень напоминать христианские добродетели. Прекрасно это проиллюстрировал Ф.М. Достоевский в своем романе «Подросток». У его героя есть идея фикс. Он хочет стать таким же богатым и могущественным, как Ротшильд. При этом он мечтает, что будет очень скромен и его быт ничем не будет отличаться от быта простых людей. Более того, он представляет, как займется благотворительностью, будет оказывать милость нуждающимся и не просить ничего взамен. Апогей этой добродетельности он видит в том, что однажды ему удастся сделать широкий жест: раздать все свои миллионы до копейки. Спрашивается, что двигает подростком? «Будь я Ротшильд, — говорит он, — я бы ходил в стареньком пальто и с зонтиком. Какое мне дело, что меня толкают на улице, что я принужден перебегать вприпрыжку по грязи, чтоб меня не раздавили извозчики. Сознание, что это я сам Ротшильд, даже веселило бы меня в эту минуту». То есть он признается, что им будет двигать сознание превосходства над людьми. Именно оно будет скрываться под маской добродетельности. Не случайно отцы Церкви повторяют: гордыню от смирения внешне отличить практически невозможно.

Об этом и говорит сегодня Христос. Не все то добро, что таковым кажется на первый взгляд. Подлинная добродетель, как и подлинная молитва, — нечто незаметное для самого человека. Он совершает ее не ради идеи. Не на показ. Не ради аплодисментов. Он совершает ее втайне, так, что даже сам не помнит, что именно сделал. Так и для нас добродетель и молитва к Богу должны стать чем-то естественным, вроде физиологического процесса, на который мы не обращаем никакого внимания. Как кто-то пошутил, если начать задумываться над тем, как ты дышишь, пытаться проанализировать этот процесс, уделять ему много внимания, то можно и задохнуться. По меньшей мере, начнешь пыхтеть. Потому, чтобы не страдать отдышкой в духовной жизни, следует учиться не замечать свою праведность, не выпячивать ее перед окружающими. Пусть лучше о ней помнит один только Господь.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!