Евангелие от Марка, Глава 14, стихи 43-72; Глава 15, стихи 1. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 14, стихи 43-72

43 И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин.

44 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно.

45 И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его.

46 А они возложили на Него руки свои и взяли Его.

47 Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо.

48 Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня.

49 Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания.

50 Тогда, оставив Его, все бежали.

51 Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его.

52 Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них.

53 И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники.

54 Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня.

55 Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили.

56 Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны.

57 И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили:

58 мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный.

59 Но и такое свидетельство их не было достаточно.

60 Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?

61 Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного?

62 Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.

63 Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей?

64 Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти.

65 И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам.

66 Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника

67 и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином.

68 Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух.

69 Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них.

70 Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно.

71 Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите.

72 Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать.

Евангелие от Марка, Глава 15, стихи 1

01 Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

У апостола Марка сказано, что синедрион искал нечто такое, за что можно было бы предать Христа смерти. Но на самом деле синедрион не мог выносить какие-либо приговоры, и уж тем более он не мог выносить смертельные приговоры, он мог лишь готовить материалы для вынесения решения представителями римской власти, то есть проводить опрос свидетелей с тем, чтобы потом передать дело в высшую инстанцию — прокуратору Иудеи. Собственно, именно этим и занимался синедрион. Он опрашивал свидетелей, сопоставлял их слова со Священным Писанием и пытался соотнести свою деятельность с Талмудом, в котором были изложены все процессуальные нормы.

Правда, последнее в случае суда над Христом Спасителем получилось не очень: были нарушены сразу несколько норм Талмуда. К примеру, суд не мог заседать ночью, он не мог заседать и в день великого праздника, а синедрион, как мы знаем, вел свою работу ночью и в канун праздника. Кроме того, свидетельские показания должны были даваться в индивидуальном порядке, а истинными признавались только те свидетельства, которые совпадали между собой в мельчайших деталях. Еще один важный момент состоял в том, что каждый член синедриона, согласно норме Талмуда, должен был индивидуально высказывать свое решение в строгой очередности — от младшего к старшему.

Но стремление осудить Христа Спасителя было сильнее и синедрион не остановился перед нарушением собственных законов. Поэтому, когда христианские богослужебные книги называют это судебное заседание незаконным, то дело здесь не только в том, что люди взяли себе право судить Бога, но и в том, что суд был нелегитимен с точки зрения действовавшего в иудаизме права. Это был фарс, в котором не было даже видимости суда. Обвинительный приговор был вынесен заранее. Слова обвиняемого не могли ничего изменить. Христос отказывался принимать участие в этом фарсе, а потому молчал. Но молчал Он лишь до определенного момента, после вопроса первосвященника «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» Господь решает положить предел, Он отвечает в первый и последний раз: «Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». Всё! Формальная причина, по которой можно было требовать у римских властей смертной казни, найдена. Проблема фактически решена, о чем и свидетельствует экстренное завершение заседания синедриона.

Во всем этом не было и намека на справедливость. Да она и не была нужна, ведь цель, как казалось членам синедриона, в полной мере оправдывает средства. А свою цель эти люди видели исключительно благой: они пытались сохранить общественное спокойствие, сохранить существующее положение вещей, не ссориться с римской властью и не подвергать свой народ опасности. Но, как мы знаем, произошло то, что происходит всегда и везде в тех случаях, когда ради достижения своей цели люди перестают быть разборчивыми в средствах, — происходит преступление, которое в конечном итоге приводит к тяжелым и зачастую неустранимым последствиям. Так и незаконный суд над Христом Спасителем явился своего рода спусковым механизмом, результатом действия которого стала гибель Иерусалима и утрата израильтянами своей родины.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!