Евангелие от Марка, Глава 14, стихи 10-42. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 14, стихи 10-42

10 И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им.

11 Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребреники. И он искал, как бы в удобное время предать Его.

12 В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим.

13 И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним

14 и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?

15 И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам.

16 И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху.

17 Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью.

18 И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня.

19 Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли?

20 Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо.

21 Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться.

22 И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.

23 И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.

24 И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.

25 Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.

26 И, воспев, пошли на гору Елеонскую.

27 И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы.

28 По воскресении же Моем, Я предварю вас в Галилее.

29 Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я.

30 И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня.

31 Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили.

32 Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь.

33 И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать.

34 И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте.

35 И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей;

36 и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.

37 Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час?

38 Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.

39 И, опять отойдя, молился, сказав то же слово.

40 И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.

41 И приходит в третий раз и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников.

42 Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Конечно, эта история, в первую очередь, про ту страшную ночь, про предательство Иуды, про слабость учеников, про их горделивую самоуверенность, которая неизбежно приводит к падению — буквально через несколько минут после заверения в том, что ученики ни при каких обстоятельствах не отрекутся от Христа, они оказываются неспособны к самому малому, они не могут поддержать своего Учителя простым пребыванием рядом с Ним, они засыпают.

Но в равной степени это история про любого христианина, потому что невозможно не пройти тот путь, который прошли ближайшие Христовы ученики, Его слова о том, что «все вы соблазнитесь о Мне» хоть и имеют указание на конкретное время — «в эту ночь» — но тем не менее относятся ко всем, в том числе и к тем, кого не было рядом со Христом в те трагические часы. Почему? Потому что слабость и самоуверенность — не частные свойства апостолов, это наши общечеловеческие особенности, мы все слабы и все самоуверенны, а потому мы и проходим одни и те же этапы духовного возрастания. Мы, как и апостолы, соблазняемся.

Из текста Евангелия ясно, что именно соблазнило апостолов: оказалось, что их Учитель вовсе не намерен сопротивляться взятию под стражу, оказалось, что Он — не сказочный супергерой, Он не стал бороться за Свою свободу и за Свою жизнь, Он, как кажется, сдался, Он побежден, ученики увидели Его бессилие и потому соблазнились, в страхе они разбежались в разные стороны.

Причины соблазна, причины неверия во Христа всегда одни и те же — что в ту далекую иерусалимскую ночь, что здесь и сейчас. Они кроются в видимой нашим человеческим взором слабости Христа, которую мы не можем понять и вместить. Мы видим Его кажущуюся слабость тогда, когда тяжело болеют и умирают ни в чем не повинные дети, мы сталкиваемся с Его молчанием тогда, когда происходят трагедии, которым нет оправдания и которые не имеют никакого смысла. В эти моменты быть со Христом, исповедовать Его Богом почти невозможно. Это та же невозможность, с которой столкнулись апостолы. Быть рядом с умирающим ребенком и говорить о том, что мы знаем Христа, понимаем смысл Его действий, исповедуем Его всемогущество и благость — невозможно. Для этого надо быть либо циником, либо просто очень недалеким человеком. Апостолы не были таковыми, абсолютное большинство людей — тоже. Именно поэтому все мы проходим через соблазн неверия во Христа. Этот соблазн невозможно преодолеть никакими человеческими способами, он снимается лишь вхождением в тайну Христова Воскресения, он устраняется лишь Самим Христом.

Дай Бог нам всем это помнить, и не отчаиваться в минуты соблазна, тогда, когда мы становимся неспособны бодрствовать со Христом по причине абсолютного непонимания смысла Его действий. Он не осудил Своих учеников, не осудит Он и нас, если мы постараемся проявить потребное для духовной жизни терпение.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!