Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 15, стихи 11-32

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;

12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;

15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;

16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою

19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;

26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,

32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Каждый год перед началом Великого поста мы начинаем размышлять о покаянии. Евангельские чтения воскресных дней, предшествующих наступлению поста, — о том же, они о покаянии. Вот и сегодняшняя притча показывает силу покаяния, которое в ней представлено как возвращение к отцу. Причта очень доходчиво и красочно рисует состояние человека, решившего отделиться от Бога, ведь именно Он здесь скрывается в образе отца. Оказывается, что в нравственном падении невозможно достигнуть дна: отказавшись от общества отца младший сын сначала превращается в транжиру и блудника, потом он начинает выполнять непозволительную для иудея работу — пасет свиней, после чего и сам опускает на уровень животного. Но это не предел, можно спуститься и еще ниже, к примеру, начать воровать и убивать, но главный герой притчи, к счастью, останавливается.

Любопытно, что из слов Христа невозможно сделать вывод об искренности младшего сына. Действительно ли он осознал глубину своего падения и свою вину перед отцом? Или это всего лишь голос отчаяния и голода? Почему он решил вернуться? Из-за любви к отцу или же причиной послужило собственное неприглядное состояние? Понял ли он, что жизнь со свиньями — это ничто иное, как следствия греха, который он совершил по отношению к отцу? На эти вопросы у нас нет ответов. Мы не знаем. И никогда не узнаем.

Но вот что вполне очевидно, вот что является самым важным: отец принял своего заблудшего сына без всяких вопросов, без попытки выяснить его истинные мотивы. Причина проста: таковы свойства любви. Любовь, как это выразил апостол Павел, «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13:4–7). В этом перечне свойств любви нет упоминания о том, что любовь испытывает, проводит следствие и исследует мотивы. Так поступает суд, но не любовь. А Бог — есть любовь (см. 1 Ин. 4:8), Он принимает нас всегда и принимает нас любыми: лукавыми, хитрыми, изворотливыми, лживыми, ничего не осознавшими, какими угодно.

Именно об этом и говорит нам сегодня Церковь через притчу о блудном сыне. Она призывает нас прийти такими, какие мы есть, не ждать от самих себя кристальной честности и абсолютной искренности, ведь велик риск, что мы их никогда не дождемся, а так и останемся жить не с Богом, а на том дне, куда нас завело горячее стремление жить по собственной воле.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!