Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 45-47; Глава 21, стихи 1-4. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 45-47

45 И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим:

46 остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах,

47 которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.

Евангелие от Луки, Глава 21, стихи 1-4

01 Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу;

02 увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты,

03 и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила;

04 ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

В сегодняшнем чтении мы слышим, как Христос обращается к ученикам и призывает их остерегаться книжников, не принимать их поведение в качества примера для подражания. Как люди публичные и очень авторитетные (не случайно же они назывались книжниками, то есть знатоками книг закона), они совершали много общественно одобряемых действий. Делали это публично и были всеми очень уважаемы. Свое положение они любили, держались за него и прикладывали усилия к тому, чтобы поддерживать его на уровне. Вместе с тем, мы видим бедную вдову, на которую никто не обращает внимания, она ничем не примечательна, а от ее жертвы вообще не зависит ничего, так как она ничтожно мала.

Христос противопоставляет поступки книжников поступку вдовы. При этом, на первый взгляд, не очень понятно, что именно служит основанием для сравнения? Они совершали нечто публично, но и вдова не скрывалась. Она подошла к месту, куда можно было положить деньги и отдала две лепты, что у нее были. Спаситель специально обращает внимание учеников на то, что она положила все, что имела. Возможно именно их отношение к жертве, как раз и заслуживает внимания.

В чем же был смысл жертв и вообще любых поступков, через которые человек исполнял закон? После грехопадения он отпал от Бога и начал жить собственной жизнью. При этом он был сотворен таким, что все естественные потребности находили в нем свое место и способ исполнения. Но грех все исказил. То, чем он мог пользоваться просто и беспрепятственно, стало для него предметом усилий и завоеваний. Пища, земля и все прочее. Все это и так было его, но теперь он оказался пленен всеми тем, что ему принадлежало. Когда Бог призвал человека и заключил с ним завет, Он поручил ему совершать жертвы. Их смысл был в том, чтобы постепенно искоренить из своего творения эгоизм и стремление потреблять, которые стали его постоянными спутниками. И вот израильтяне жертвовали Богу то, что могли, проявляя свое отношение к Нему. Но как мы видим жертвовали очень по-разному. Так, книжники, хотя и приносили жертвы, главную цель видели земном комфорте. С Богом они просто договаривались, желая обеспечить свое безбедное существование. Использовали Его, ради своих собственных интересов. В свою очередь вдова отдала Богу все, что у нее было на этот день. Что мог значить такой поступок? Он был настоящей жертвой, потому что она не использовала Бога, но предавала свою жизнь в его руки. Она не пыталась выторговать себе награду или какое-то особенное отношение, не пыталась выглядеть кем-то перед обществом. Она человек маленький и совершенно незаметный, но поступок оказался значим для Бога гораздо больше, чем все жертвы книжников, все их знание законов, которое не помогло им в главном...

Итак, обратившись к сегодняшнему чтению, мы видим, что важно не только жертвовать Богу, но и делать это правильно, ориентируясь не на людей, но на Творца. Правильные поступки стоит совершать не для того, чтобы ждать от Бога лучших условий, но для того, чтобы предать себя в Его руки.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!