Евангелие от Марка, Глава 13, стихи 31-37; Глава 14, стихи 1-2. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 13, стихи 31-37

31 Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

32 О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.

33 Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время.

34 Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать.

35 Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;

36 чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими.

37 А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.

Евангелие от Марка, Глава 14, стихи 1-2

01 Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить;

02 но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Представления о свободе, которые существуют сегодня в обществе, приучили нас к ощущению, что в мире нет ничего обязательного. Очень мало чего-то такого, от чего в итоге человек не мог бы отказаться. Например, он рождается с определенным гражданством, но с возрастом может получить другое, он может избежать службы в армии и даже, как кажется, общего обязательного образования. Быть любых политических взглядов, лишь бы все это не мешало другим. Однако, недавний опыт жизни в эпоху пандемии заставил нас задуматься о том, что есть вещи обязательные для всех, потому что они касаются не только самого человека, но и его жизни в обществе. Люди отнеслись к этому по-разному: кто-то с сочувствием, кто-то с большим возмущением, но дело не в этом. Дело в самом опыте чего-то настолько общеобязательного, что не оставляет человеку выбора. Конечно, внутренне ты можешь не верить в эпидемию сколько угодно, но внешне государство будет обязывать тебя делать определенные вещи вне зависимости от того, как ты к этому относишься.

Интересно, что еще совсем недавно такой опыт в жизни людей был связан с церковностью. В 19 веке человек должен был участвовать в таинстве покаяния не только потому, что желал примириться с Богом и очистить свою душу, но и потому, что участие в таинстве рассматривалось полицией как признак благонадежности. Человек мог быть верующим, и мы надеемся, что таковых было большинство, но мог быть и не верующим. В тайне, конечно, не публично. Однако он приходил на исповедь и беседовал со священником о грехах, чтобы его не заподозрили в неблагонадежности. Конечно, для нас сегодня подобные вещи выглядят дико. Ведь совершенно очевидно, что человека действительно неблагонадежного такие вещи только подстегнут, в то время как человек искренний будет смущен тем, что его работа над собой оказывается контролируема из вне, вводится в официальное русло. В противовес подобному подходу возникает другой, который, как всякая крайность, приводит к искажению. Эта крайность характеризуется уходом от церковной жизни. Священнику, да и вообще людям церковным довольно часто приходится слышать, что религия дело сугубо личное и никто в него вмешиваться не должен. Эта точка зрения настолько распространена, что кажется, с ней невозможно спорить. И все же, подобные фразы понять можно очень по-разному. Если считать, что религия может быть любой, то, конечно, с богом, которого человек себе выдумал, он может вести себя как ему заблагорассудится. Но если считать себя христианином и доверять тому, что Христос говорит в Евангелии, придется признать, что есть вещи, которые не подчинены нашему сознанию и вкусу.

В сегодняшнем чтении Спаситель призывает учеников бодрствовать. Более того, Он специально уточняет: «А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте». Он не говорит «пусть бодрствуют священники» или «пусть бодрствуют монахи». Он говорит о том, что бодрствовать должны все. Кажется, это очень близко к полиции нравов, о которой говорилось выше. Но призыв Христа исходит не из желания контролировать, но из желания помочь. Он знает истинную суть вещей, знает, что конец мира — это не смена декораций, но новая реальность, в которой Бог и Его замысел будет очевиден для каждого, где бы он ни жил и как бы он к этому ни относился. Современный человек, увидевший, что кто-то посягает на его свободу пришел в ужас от того, что есть нечто от чего он не может уйти, не может спрятаться, с чем он вынужден считаться. Желая избавить учеников от ужаса, который ждет людей в конце времен, Христос призывает их бодрствовать, чтобы они видели мир таким каков он есть.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!