Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 38-44. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 38-44

38 И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях,

39 сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах,-

40 сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.

41 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.

42 Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.

43 Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,

44 ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов

Каждый из апостолов, учеников Иисуса Христа, владел каким-то ремеслом. Петр был рыбаком, Лука — врачом, Павел умел делать шатры. Рабочие навыки были проповедникам Евангелия жизненно необходимы. Чтобы никто из противников Церкви не мог обвинить апостолов в тунеядстве. Ученики Спасителя не воспринимали ручной труд как наказание или тягостную обязанность. Для них работа была в том числе подражанием примеру Самого Христа, Который большую часть Своей земной жизни трудился в Назарете тектоном — был плотником и строителем одновременно. В наши дни археологи в ходе раскопок в Назарете находят остатки зданий первого века, построенных с великим искусством. Трудно представить — но кто-то из назаретян жил в доме, который воздвиг собственными руками Сын Божий. Но вернёмся к апостолам. Владение ремеслом выгодно отличало учеников Христа от ряда иудейских старейшин, которые ко времени смены заветов привыкли жить за чужой счет. Учителя закона не считали чем-то неприличным брать деньги не только от богачей, но и от бедных — в частности, вдов. Оправдывали своё тунеядство они усердным служением Богу.

Христос в сегодняшнем чтении обличает подобный образ жизни, говорит о том, что никакие обряды и религиозные практики не могут оправдать такого поведения знатоков ветхозаветной религии. Спаситель обличает иудейских старейшин, находясь в Иерусалимском храме — месте, которое они считали своим. А затем сравнивает их поступки с решением бедной вдовы положить в храмовую копилку все свои деньги. Спаситель указывает на поразительную вещь. С одной стороны, мы видим пример ветхозаветных служителей. Они, казалось бы, все свои силы полагали на то, чтобы угодить Богу. Но это на практике оказалось лишь видимостью, а еще и маскировкой служения себе — способом обеспечить материальные запросы. Показательное благочестие иудейских старейшин служило средством для привлечения людей к себе, а не к Господу. С другой стороны, мы видим незаметный поступок бедной вдовы. Она, казалось бы, совершает незначительное дело — жертвует Богу две простые монетки. Но этот её шаг приносит плодов больше, чем вся изощренная религиозность противников Христа. Ведь бедная женщина на самом деле отдает Господу всё, что у неё имеется.

Чему же учит нас сегодняшнее Евангелие? Оно напоминает нам, что перед глазами Божиими мгновенно рушится все маскировочное благочестие. Господа нельзя обмануть. Он прекрасно видит истинные мотивы наших поступков и дает им предельно объективную оценку. Но не в том смысле, что Господь действует подобно трибуналу. Нет. Бог всего лишь дает человеку собрать тот урожай, который сам человек вырастил. Иудейские старейшины взращивали мирскую славу, а потому получали в качестве результата исключительно горькие плоды гордости и суетной мирской славы. Смиренная вдова посеяла семена смирения, которые в итоге принесли ей радость и утешение от Бога.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!