Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 13-17. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 13-17

13 И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.

14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?

15 Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.

16 Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.

17 Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов

Явным образом Христос столкнулся с дьяволом во время сорокадневного пребывания в пустыне. Злой дух пытался искусить Спасителя, поочередно предлагая Ему совершить три поступка: превратить камни в хлебы, сброситься с крыши Иерусалимского храма и, наконец, поклониться ему, дьяволу, и через это получить власть над миром. Христос отверг все предложения сатаны, дал ему сильнейший отпор. Но, как следует из дальнейшей Евангельской истории, дьявол воспринял своё поражение, как временное. Злой дух стал действовать через подвластных ему людей. Искушения продолжились. И мы только что слышали об одном из них.

Иудейские старейшины предлагают Христу крайне непростой вопрос. Можно или нельзя платить налоги в казну Римской империи? Вопрос сводился не к деньгам, а к тому, на чьей стороне Христос — на стороне еврейских зилотов-революционеров, или же на стороне римских захватчиков? На первый взгляд, Сын Божий оказался в ловушке. Если бы Он сказал, что налоги платить нельзя, то Его тут же бы обвинили в подстрекательстве к бунту. Если бы Христос дал добро на плату податей, Его бы сразу причислили к тем, кто поддерживает ненавистных иудеям язычников-захватчиков. Какой же ответ на искусительный вопрос мы слышим из уст Христа? Спаситель, указывая на монеты, которыми пользовались все евреи (революционно и проимперски настроенные), говорит — отдавайте кесарю (то есть цезарю-императору) кесарево, а Богу Божие. Слова Спасителя тоже не сводятся к деньгам. Они адресуют нас к чрезвычайно важным вещам — учат нас правильному расставлению приоритетов. Что же такое кесарево? И что такое Божие?

Наш мир исковеркан грехом, потому достичь на земле полной гармонии нельзя. Всё что нам дано осуществить здесь — установить относительную справедливость и порядок. Чтобы никто никого не убивал, не обворовывал, не ущемлял. Охранять хрупкий баланс в обществе призвано государство. Но при всей своей важности оно не может занять место Бога. Земную власть в течение истории не раз обожествляли. Даже предельно рациональные римляне возвели императора в пантеон богов. Государство имеет право устанавливать законы. Это и есть кесарево — временное и условное могущество, которое упразднится в жизни будущего века. Земная власть не должна претендовать на Божие — заповеди, веру, совесть. Эти категории ей не подвластны. Потому из слов Христа мы можем сделать следующий вывод. Нет ничего неправильного в том, чтобы отдать кесарю кесарево. Но если он потребует от нас Божие, эту нашу святыню мы призваны беречь до конца. Как сберегали её христианские мученики древности, как трепетно сберегали её новомученики и исповедники советских времен.

Дьявол искушал не только Христа, пытается соблазнить он и каждого из нас. Будем же просить у Христа Его мудрости, чтобы не ошибаться и не сомневаться и четко различать Божие и кесарево.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!