Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 11-23. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 11-23

11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.

12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;

13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.

14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.

15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;

16 и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.

17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.

18 Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.

19 Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.

20 Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.

21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.

22 Иисус, отвечая, говорит им:

23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Отрывок, который мы только что услышали, может вызвать много вопросов. Дело в том, что тот образ Иисуса Христа, Который мы здесь видим, как-то не вяжется с Его образом в других местах Евангелия. Спаситель не исцеляет, не воскрешает, а проклинает. Да и кого, а точнее, что проклинает? Дерево. Еще больше недоумения возникает тогда, когда мы узнаем о причине проклятия. Господь осерчал на растение за то, что оно не принесло плодов в то время, когда, вроде бы, и не должно было плодоносить.

Все встанет на свои места, если рассказ о проклятии мы будем рассматривать в тесной связи с историей об изгнании торговцев из Иерусалимского храма. Эти два повествования совершенно не случайно расположены в такой последовательности, так как имеют друг по отношению к другу самое непосредственное отношение. Для того, чтобы это увидеть, необходимо вспомнить о том, что смоковница, то есть инжир или, как ее еще называют, фиговое дерево, — образ глубоко символичный. В книгах Ветхого Завета он неоднократно олицетворяет собой Израильский народ. Господь ухаживал за ним, словно садовник ухаживает за плодоносным растением. Он ждал, что в ответ на эту заботу, на нем появятся вкусные, сочные ягоды. То есть, Израиль должен был хранить заповеди Творца, и в первую очередь заповедь об истинном богопочитании, символом которого и был Иерусалимский храм с его богослужениями. Однако еврейский народ периодически отступал от Бога. Поэтому у древних пророков мы находим образы, в которых говорится об увядании растения. Так, например, пророк Иеремия пишет: «Хочу собрать у них урожай, говорит Господь, — нет ни одной виноградины на лозе, — ни смоквы на смоковнице, и лист ее увял. Потому отдам ее опустошителю». А вот очень яркий отрывок из книги пророка Осии: «Как виноград в пустыне, Я нашел Израиля; как первую ягоду на смоковнице, в первое время ее, увидел Я отцов ваших, — но они... предались постыдному, и сами стали мерзкими... Я возненавидел их за злые дела их; изгоню их из дома Моего, не буду больше любить их... иссох корень их, — не будут приносить они плода».

То, что происходило неоднократно в древности, повторяется и сейчас. Христос приходит в Иерусалим, посещает его сердце — храм, но не находит там ничего святого. При внешнем благолепии и пафосе богослужения одна торговля и спекуляция. А потому, проклиная смоковницу, которая манит листвой, но при этом не имеет никаких плодов, Господь на самом деле пророчествует о судьбе Израиля: за свое отступничество его бесплодное дерево также засохнет.

Этот эпизод напоминает нам одну важную духовную истину. Печально если наше религиозное благочестие — всего лишь красивая крона, за которой ничего нет. Сам Спаситель не раз повторяет в Евангелии: «Не всякий, говорящий мне: Господи! Господи! Войдет в Царство Небесное». Всякое дерево узнается по плодам. А подлинные плоды духовной жизни — это исполнение воли Бога, которая сводится к простой истине — совершай дела милости и любви по отношению к своему ближнему и своему Творцу.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!