Евангелие от Луки, Глава 16, стихи 10-15. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 16, стихи 10-15

10 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.

11 Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?

12 И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?

13 Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

14 Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.

15 Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Есть одна весьма любопытная христианская добродетель, о которой мало кто помнит, но о ней пишет в своих «Душеполезных поучениях» преподобный авва Дорофей. Русский перевод «Поучений» называет эту добродетель «хранением совести по отношению к вещам». Мы помним о хранении совести по отношению друг к другу и по отношению к Богу, можем своими словами рассказать, как нужно поступать, чтобы совесть была чиста, но это будет касаться лишь нас самих и Бога. Авва Дорофей идет дальше: он исходит из мысли, что все то, чем мы окружены, чем мы пользуемся в своей повседневной жизни — не есть наше, все это дано нам Богом во временное пользование, а потому мы согрешаем, если относимся к вещам небрежно. Авва Дорофей пишет: «хранение совести в отношении к вещам состоит в том, чтобы не обращаться небрежно с какою-либо вещию, не допускать ей портиться и не бросать её как-нибудь, а если увидим что-то брошенное, то не должно пренебрегать сим, хотя бы оно было и ничтожно, но поднять и положить на своё место». А чуть дальше он приводит некоторые примеры неправильного — и, следовательно, неправедного! — отношения к вещам. В частности, у него есть такие слова: «Также если кто-либо развесит свою одежду или покрывало на солнце и поленится вовремя снять их и допустит им от зноя портиться — то и это против совести».

Сегодняшний евангельский отрывок может быть понят множеством разных способов, на него есть самые разные, зачастую не схожие друг с другом, толкования. Одна из линий толкований говорит как раз об этом — о том, что Бог нам в нашей временной жизни дал очень много, все это в свое время отнимется у нас, а вечность будет зависеть в том числе и от нашего умения распоряжаться данным нам во временное пользование. Конечно, окружающие нас вещи предназначены для служения, они не могут быть выше и важнее человека, поэтому самое правильное их употребление заключается в помощи другим, тем, кто нуждается, тем, у кого по какой-то причине есть недостаток. Один из толкователей высказал, как может показаться, несколько казуистическую мысль: «Неправедным богатством названо богатство, которое остается при нас: ибо если бы оно не было бы неправедно, оно и не было бы у нас. А теперь, поелику оно у нас, то очевидно, что неправедно, так как оно задержано нами и не роздано бедным».

Господь Иисус Христос очень ярко противопоставляет два вида богатства: одно — здешнее, оно неправедно, так как не принадлежит нам и будет у нас отнято, оно дано лишь для того, чтобы с его помощью обрести другое богатство — истинное, то есть небесное и божественное, оно дается для стяжания Христова Царства.

Ну а авва Дорофей в своих «Душеполезных поучениях» подсказывает, каким образом нужно обращаться с собственным имуществом, чтобы не нуждаться, и чтобы была возможность помогать другим: требуются лишь простая бережливость и аккуратность, а также память о том, что все это не наше, а Божие.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!