Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

И вариант Заповедей блаженств Евангелия от Матфея, и вариант Евангелия от Луки представляют собой лестницу восхождения к совершенству. Господь Иисус Христос предлагает Своим ученикам взойти от простого к сложному, вместе с этим Он описывает неизбежный путь духовного возрастания. Его слова — не что-то новое, они лишь выражают установленный Богом закон, существование этого закона подкрепляется историческими свидетельствами. Ссылка на эти свидетельства стоит здесь же: Господь напоминает, что по достижении совершенства совершенный обретет великую радость, но радость эта сугубо духовная, она не имеет ничего общего с тем, что считает радостью обычный человек. Причем этим «обычным человеком» может быть и священник, и монах, а вот достигшим совершенства может оказаться тот, кто, как кажется, меньше всего для этого подходит. Ненавидят, отлучают, обзывают и обвиняют не тех, кто достиг какой-либо заметной позиции в обществе, не тех, у кого есть власть и влияние, а тех, кто мал, незаметен и мало что из себя представляет с точки зрения человеческого сообщества. В наших святцах есть немало примеров такого рода.

Так, недалеко от Ростова Великого на рубеже 16-го и 17-го веков жил простой монах, который не занимал каких-либо должностей, он вообще не был чем-либо заметен. Просто жил и нес обычные монастырские послушания. Мы бы ничего не узнали об этом монахе, он был бы одним из множества ничем не примечательных иноков той эпохи, имена которых ушли в вечность и нам неизвестны. Имя этого монаха мы знаем лишь потому, что он решил исполнить Христову заповедь: он обнищал. Обнищал совершенно намеренно и абсолютно бесповоротно. Он увидел некоего человека, у которого не было обуви, и он отдал ему свои сапоги. Других сапог у него не нашлось и потому сам он стал ходить босяком. Всегда и везде. Монастырскому начальству это категорически не понравилось. Начальство пыталось его вразумить, но монах тот решил идти дальше и остаться алчущим, то есть нуждающимся, что привело его к состоянию плача, ведь окружающие отказались его понимать, видели в его подвигах лишь странную блажь, а чтобы не смущаться самим, они начали гонять его с места на места, из одного монастыря в другой, и везде он был неудобен. Но нашелся тот игумен, который позволил ему продолжить подвиг, наш подвижник этим воспользовался и, как сказано в его житии, «железной цепью приковал себя к деревянному стулу, наложил на себя тяжелые цепи и кресты». Несмотря на благоволение игумена, монастырской братии такое поведение не пришлось по вкусу и потому в житии сказано, что за это святой «переносил озлобление и насмешки от монастырской братии».

Этого святого звали Иринархом. В историю Церкви он вошел как Затворник Ростовский. Его жизнь была странной, непонятной и некомфортной, за четыреста с лишним лет с момента его кончины в монастыре его подвигов не нашлось ни одного монаха, которые захотел бы ему подражать. Причина проста: если мы не начинаем исполнять первую заповедь блаженств, то не входим в область духовного утешения, мы попросту не способны понять, что такое истинная радость и живем, по сути, лишь теми утешениями, которые дает нам мир, а обещанное Христом блаженство проходит мимо нас, оно достается лишь таким гигантам духа, каким был преподобный Иринарх Затворник и подобные ему отважные смельчаки.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!