Евангелие от Марка, Глава 8, стихи 22-26. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 8, стихи 22-26

22 Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему.

23 Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что?

24 Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья.

25 Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.

26 И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Христианское отношение к болезни можно назвать сложным. С одной стороны, очевидно, что Бог смерти не сотворил, что в человеческий мир болезнь вошла после грехопадения, то есть ее не должно было быть. С другой стороны, как и всё прочее, Бог нередко использует болезнь в своих целях. Например, для того чтобы остановить человека на пути греха или заставить его задуматься. Нет никаких однозначных критериев, над любой болезнью стоит думать, вопрошая Бога о смысле происходящего. Шаблонные ответы часто могут только навредить.

Впрочем, иногда случается так, что человек принципиально отказывается видеть в болезни какой-либо смысл и требует от Бога здоровья. В свое время я знал одного человека, который никак не соглашался со своими немощами и шел, что называется, до победного конца, постоянно обращаясь к Богу с просьбами об исцелении. При этом всякий раз, когда мы начинали спорить о подобном подходе, он говорил: «В Евангелии от Марка есть история, в которой говорится о том, как Христос исцелил человека в два приема. Когда Он возложил на него руки в первый раз, этот человек увидел людей как ходящие деревья. И обрел нормальное зрение только после второго возложения рук. «Так и я, — говорил он, — буду требовать от Христа здоровья, пока Он мне его не даст». Конечно, такой подход не был характерен для церковного предания.

На самом деле сегодняшнее чтение важно рассматривать в контексте всей главы. Здесь, как и в истории с дочерью Иаира, один рассказ возникает внутри другого и исцеление слепого не должно рассматриваться отдельно от того исцеления, которое происходит незаметно, но оказывается не менее важным. Внимательно посмотрев на контекст, мы поймем, что исцеляется не только слепой, исцеляются апостолы. Он постепенно обретает физическое зрение, в то время как они должны обрести зрение духовное, потому что никак не могут увидеть истинного смысла служения Христова, не могут понять Его спасительной миссии.

Читая сегодняшнюю историю, некоторые светские исследователи утверждают, что Христос попросту не смог с первого раза вернуть слепому зрение. Напротив, для православных авторов это никогда не было проблемой, потому что он доверяли Христу и знали, что внешние действия, которые Он совершает, не всегда могут быть поняты буквально, но должны быть интерпретированы в более широком контексте. Так, если в евангелии были слепцы, которые сами просили Христа о прозрении, то в данном случае — слепого приводят и даже просьбу озвучивают за него. Но что же остается ему? Поверить! Христово исцеление никогда не бывает насильственным и односторонним. Каждый из нас даже по собственному опыту знает, что исцеление не бывает мгновенным. История со слепцом указывает не только на апостолов, которых Христос за несколько стихов до этого спрашивал, как это они имея глаза не видят? Эта история указывает на каждого из нас. Мы знаем, что Господь трудится над нами и несмотря на его всемогущество не становимся сразу духовно здоровыми, потому что это исцеление зависит не только от Него.

Слепой, на голову которого Христос первый раз возложил руки, увидел людей как ходящие деревья, и лишь после второго прикосновения полностью прозрел. Когда Господь исцеляет нас, мы тоже не сразу оказываемся способны увидеть духовную реальность, но видим ее лишь в самых общих чертах. И только постепенно, после того как исцеляющее прикосновение Божие соединяется с нашим внутренним решением, мы начинаем видеть духовный мир таким, каков он есть.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!