Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 4, стихи 12-17

12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею

13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,

14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:

15 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,

16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

17 С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

В сегодняшнем чтении мы слышим о том, как Иисус, Который, до этого был в Иудее, приходит и поселяется в крупном приморском селении Капернаум, расположенном на северо-западном побережье Галилейского моря. Евангелист объясняет действия Христа тем, что Ирод начал гонения на Иоанна, который был предтечей Спасителя. Креститель был отдан под стражу, что было воспринято как начало преждевременных гонений. Конечно, Христос всегда знал, что Ему предстоит претерпеть страдания и смерть, но также Он знал, что Его время еще не пришло и Он должен проповедовать Евангелие и пришествие Царствия Божьего погибшим овцам дома Израилева. Подобное поведение Христа является очень важным примером того, что исполнение долга должно быть вдумчивым и разумным. Стоит не просто делать «что должно» не задумываясь над тем, что будет, но делать так, чтобы это стало благом для других.

Впрочем, посмотрев на место этой истории в более широком контексте, мы увидим, что уход Христа обусловлен не только желанием до поры избежать искушений, он имеет свою собственную логику. Христос действительно уходит после ареста Иоанна, но не обязательно только потому, что желает избежать возможных трудностей. Арест Иоанна — это знак того, что время для проповеди пришло, так как Предтеча исполнил свою миссию. Кроме того, очевидно, что Спаситель уходит проповедовать не только после ареста Иоанна, Он уходит после подвигов в пустыне.

Но куда же Он идет? Почему не остаться в Иудее, ведь народ здесь подготовлен к проповеди?

Ответ на этот вопрос кроется во второй части чтения. Не раз обращаясь к книжникам и фарисеям, Христос говорил, что в первую очередь во враче нуждаются не здоровые, но больные. И если жители Иудеи охотно шли креститься на Иордан к Иоанну, то жители Галилеи языческой называются народом, сидящим во тьме и тени смертной. Миссия предтечи исполнена, и сам Богочеловек выходит на проповедь. Он знает, что часть народа Божьего готова его принять, но начинает свою проповедь с другой части, с той, которая живет во тьме. Именно к этим людям он обращается в первую очередь, именно им первым явлен свет Божий. Христос приходит не только к тем, кто идет к покаянию сам, но и к тем, кто сидит во тьме и не имеет, ни сил, ни желания подняться. К тем, в чьей жизни торжествует смерть, Он обращает весть о том, что Царство Небесное приблизилось.

Что же этот текст говорит нам, к чему он нас призывает?

Хотя в большинстве своем мы не проповедники, все же мы проповедуем своим поведением. При этом, вести себя по-Евангельски нам проще с теми, кто готов вести себя также, кто такого же поведения от нас ждет. Все знают внешние нормы жизни и друг перед другом стараются вести себя подобающим образом. Однако, все меняется, когда мы оказываемся перед людьми совершенно иной культуры, живущими обычной жизнью мира, жестокого, безбожного, наполненного соперничеством. Перед теми, кого тоже можно было бы назвать «сидящими во тьме и тени смертной». С этими людьми можно жить обычной жизнью и быть такими как все. Но именно в этот момент мы оказываемся перед самым важным выбором в жизни и если решаем быть учениками Христа — значит для них мы должны стать светом, через нас должен воссиять Его свет.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!