Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 4, стихи 1-11

01 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,

02 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.

03 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.

04 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.

05 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,

06 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.

07 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.

08 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,

09 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.

10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.

11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов

Герой античных мифов Геракл однажды чуть не оказался на грани провала. Древнегреческий богатырь по заданию трусливого царя Эврисфея отправился к титану Атласу за волшебными яблоками из сада Гесперид. Атлас согласился помочь Гераклу, но взамен попросил того подержать (ненадолго) вместо себя небесный свод. Герой согласился, думая, что его огромных сил для этого хватит. В первый раз античный богатырь оказался перед столь трудной задачей. И если бы Атлас не вернулся вскоре, Геракл рухнул бы под тяжестью невыносимой ноши.

В сегодняшнем евангельском чтении мы также встречаемся с ситуацией, когда представления о собственных возможностях разбиваются о действительность. Вот только в данном случае речь идет не о человеке, а о дьяволе. Предводитель злых духов, самый могущественный темный ангел решает искусить Христа, перетянуть Его на свою сторону и тем самым погубить. Дьявол выбирает для нападения, казалось бы, идеальный момент. Спаситель после принятия Крещения от рук пророка Иоанна Предтечи удаляется в пустыню, где проводит в посте сорок дней и ночей. Когда физические силы Богочеловека оказались истощены, Ему и явился злой дух. Дьявол стал предлагать Христу совершить те или иные действия, которые, на первый взгляд, должны были подтвердить Его статус Мессии. Интересно, что сатана использовал для общения со Спасителем образы и цитаты из Священного Писания. Сначала дьявол предлагает Христу превратить камни в хлебы — фактически повторить ветхозаветный эпизод с манной небесной. Спаситель никогда не совершал чудес напоказ, без практической нужды. И в этот раз Он решительно отказывается от пустого знамения (ведь рядом некого этими хлебами накормить) и отвечает сатане словами пророка Моисея: «не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Затем дьявол переносит Христа в Иерусалим и предлагает сброситься с крыши храма Соломона. Сатана цитирует при этом 90ый псалом, говоря, что Спасителя должны от падения спасти ангелы. Таким образом, по мысли злого духа, Господь Иисус мог бы показать людям, что Он есть Мессия, Царь Израилев. И вновь в ответ звучат слова Моисея — «не искушай Господа Бога твоего». Спаситель знает цену пустых чудес. Пару часов, может быть, дней жители Иерусалима обсуждали бы Его удивительное спасение, но затем продолжили бы жить, как жили прежде. Наступило время для третьего искушения, во время которого дьявол показал Христу царства мира и предложил Спасителю власть над ними. Господь Иисус в обмен должен был поклониться злому духу, признать его власть над собой. И вновь из уст Сына Божьего мы слышим цитату из пророка Моисея: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Этой фразой Спаситель дает дьяволу понять, что время его власти истекло, и напоминает, Кому на самом деле принадлежит власть над миром. После этого сатана окончательно понял, что перед ним находится не просто пророк, а Сын Божий. Потому дьявол испугался и покинул Христа.

Сегодняшнее Евангелие учит нас тому, что не нужно в общении с Богом лезть на рожон и требовать от Него излишнего. Господь, как известно, гордым противится, а смиренным дает благодать. И если мы хотим быть в мире с Богом, то должны отказаться от самой мысли использовать Его в меркантильных целях, а жить, прислушиваясь к воле Господней и стараясь её исполнять.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!