Евангелие от Марка, Глава 1, стихи 1-8. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Марка, Глава 1, стихи 1-8

Мк., 1 зач., I, 1-8 (о. Антоний Борисов)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

Пустыня обычно ассоциируется у нас с чем-то безжизненным и даже опасным. В пустыне сложно или почти невозможно найти пищу, воду. Палящее солнце, раскаленный песок, змеи и хищные животные — хозяева здешних мест — грозят неосторожному путнику скорой гибелью. Но вот, что интересно, библейский текст относится к пустыне несколько иначе. Для авторов священных книг пустыня подчас представляется местом, которое, как ни странно, способно привести человека к чему-то новому и светлому. Прежде всего, привести его через внутреннее перерождение к свободе.

В Ветхом Завете мы встречаем два эпизода, когда пустыня сыграла в судьбе народа еврейского важнейшую роль. После исхода из Египта иудеи во главе с Моисеем сорок лет странствовали по синайской пустыне, ища землю обетованную. За это продолжительное время евреи освободились от идолопоклонства, которое восприняли в египетской земле. Второй раз иудеи массово оказались в пустыне после окончания Вавилонского плена. Возвращаясь в Палестину по пескам Персии, иудеи каялись в грехах прошлого, обещали Богу всегда следовать Его воле. Воля Господа возвещалась народу еврейскому через пророков. Однако после окончания Вавилонского плена голоса посланников Божиих стали звучать всё тише и, наконец, замолкли на несколько столетий.

И вот, как повествует сегодняшнее евангельское чтение, еврейскому народу был явлен новый пророк — Иоанн Креститель. Иоанн приходит из пустыни и начинает своё служение опять же в пустынном месте недалеко от реки Иордан. Это обстоятельство, конечно же, не было случайным. Оно напоминало народу еврейскому о необходимости духовного обновления, очищения и возвращения к корням. Ту же цель преследовал и обряд крещения — ритуального омовения. Его обычно использовали для язычников при их переходе в иудаизм. Но пророк Иоанн призывает принять крещение именно евреев. Тем самым он демонстрирует, что в покаянии нуждается каждый человек. Ведь Царство Мессии, Которого проповедует святой Иоанн, открыто лишь для того, чьи мысли и сердце чисты.

Служение Иоанна Крестителя это не служение чудес и знамений, это служение обновления. Не зря апостол Марк начинает своё евангельское повествование со слов — «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божьего». Начало (по-гречески — «архи») — есть начинание чего-то принципиально нового, того, что до сих пор не существовало. И эта абсолютно новая глава в истории мира начинается в пустыне рядом с Иорданом со служения покаяния, которое осуществлял пророк Иоанн Креститель.

В жизни каждого человека наступает момент, когда стоит остановиться и подумать — всё ли идёт правильным образом, туда ли направлен путь моего личного бытия? Подчас для полного осознания себя мы должны удалиться во внутреннюю мысленную пустыню — отключиться от суеты и бесконечного бега бытовых забот. Перестроить свои мысли, чувства, духовные силы на молитвенное общение с Богом. Спросить у Отца Небесного — Господи, туда ли я иду? Верных ли вещей желаю? Господь, как мы выяснили, наставлял в пустыне Своих праведников. Через наше странствие по внутренней пустыне покаяния и молитвы пусть Господь и каждому из нас укажет верный путь.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!