Евангелие от Матфея, Глава 3, стихи 1-11

Совсем скоро Церковь будет совершать празднование Богоявления Господня. Этот двунадесятый праздник предваряется несколькими подготовительными богослужебными днями. Сегодня — один из таких дней, поэтому евангельское чтение посвящено наступающему празднику Богоявления.
В этом чтении мы еще не видим Христа, но слышим слова Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, который говорит о Христе и сопоставляет свое крещение и другое, то, которым будет крестить Идущий за Иоанном, то есть Спаситель мира Христос. Иоанн пророчествует о том, что Идущий за ним «будет крестить [...] Духом Святым и огнем».
Это довольно непростые для понимания слова, ведь все мы знаем, что огонь не имеет и никогда не имел никакого отношения к нашему крещению, следовательно, пророчество Иоанна нуждается не в буквальном, а в духовном прочтении. Очевидным это было и для древних толкователей, но вот единства в понимании слов Иоанна Предтечи у них не было. Конечно, подавляющее большинство из них видели под огнем указание на Дух Святой, который, во-первых, сошел на апостолов в день Пятидесятницы в виде огня, а во-вторых, Дух Святой попаляет и уничтожает всякую греховную скверну. Но здесь возникает другой вопрос: зачем же тогда Иоанн упомянул в своем пророчестве и Дух Святой, и огонь, а не только лишь один огонь? Впрочем, это последнее недоумение снимается комментарием святителя Иоанна Златоуста, который сказал, что упоминание огня это ничто иное, как указание на «силу и могущественное действие благодати» Святого Духа. То есть огонь, по мысли святителя Иоанна, во фразе Господня Предтечи играет лишь вспомогательную роль, он призван усилить мысль о Духе Святом.
Но есть и другие, не менее авторитетные, мысли относительно сказанного Господним Предтечей Иоанном. К примеру, святитель Кирилл Александрийский видел в упоминании огня не только указание на действие Духа Святого, но и «евангельскую и спасительную проповедь», без которой, конечно же, крещение невозможно также, как и без Духа Святого. Да и действие евангельской проповеди подобно действию огня — она либо обжигает, либо согревает, но она не оставляет никого безучастным.
Мы вольны выбирать любое из возможных прочтений фразы Иоанна Предтечи, ведь, по сути дела, они свидетельствуют об одном и том же — о превосходнейшей силе христианского крещения, о том, что без очистительного огня крещения невозможна победа над собственным ветхим естеством и без него невозможно возвращение к первозданному состоянию райского блаженства.