Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 3, стихи 1-11

01 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской

02 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

03 Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

04 Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.

05 Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему

06 и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.

07 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?

08 сотворите же достойный плод покаяния

09 и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Совсем скоро Церковь будет совершать празднование Богоявления Господня. Этот двунадесятый праздник предваряется несколькими подготовительными богослужебными днями. Сегодня — один из таких дней, поэтому евангельское чтение посвящено наступающему празднику Богоявления.

В этом чтении мы еще не видим Христа, но слышим слова Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, который говорит о Христе и сопоставляет свое крещение и другое, то, которым будет крестить Идущий за Иоанном, то есть Спаситель мира Христос. Иоанн пророчествует о том, что Идущий за ним «будет крестить [...] Духом Святым и огнем».

Это довольно непростые для понимания слова, ведь все мы знаем, что огонь не имеет и никогда не имел никакого отношения к нашему крещению, следовательно, пророчество Иоанна нуждается не в буквальном, а в духовном прочтении. Очевидным это было и для древних толкователей, но вот единства в понимании слов Иоанна Предтечи у них не было. Конечно, подавляющее большинство из них видели под огнем указание на Дух Святой, который, во-первых, сошел на апостолов в день Пятидесятницы в виде огня, а во-вторых, Дух Святой попаляет и уничтожает всякую греховную скверну. Но здесь возникает другой вопрос: зачем же тогда Иоанн упомянул в своем пророчестве и Дух Святой, и огонь, а не только лишь один огонь? Впрочем, это последнее недоумение снимается комментарием святителя Иоанна Златоуста, который сказал, что упоминание огня это ничто иное, как указание на «силу и могущественное действие благодати» Святого Духа. То есть огонь, по мысли святителя Иоанна, во фразе Господня Предтечи играет лишь вспомогательную роль, он призван усилить мысль о Духе Святом.

Но есть и другие, не менее авторитетные, мысли относительно сказанного Господним Предтечей Иоанном. К примеру, святитель Кирилл Александрийский видел в упоминании огня не только указание на действие Духа Святого, но и «евангельскую и спасительную проповедь», без которой, конечно же, крещение невозможно также, как и без Духа Святого. Да и действие евангельской проповеди подобно действию огня — она либо обжигает, либо согревает, но она не оставляет никого безучастным.

Мы вольны выбирать любое из возможных прочтений фразы Иоанна Предтечи, ведь, по сути дела, они свидетельствуют об одном и том же — о превосходнейшей силе христианского крещения, о том, что без очистительного огня крещения невозможна победа над собственным ветхим естеством и без него невозможно возвращение к первозданному состоянию райского блаженства.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!