Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Нагорная проповедь содержится в двух из четырех Евангелий: в пятой главе Евангелия от Матфея и в шестой главе Евангелия от Луки. С одной стороны, это во многом схожие тексты, но есть и очевидные отличия. Первое отличие касается места произнесения поучения Господом Иисусом Христом. Евангелист Матфей пишет, что перед тем, как начать говорить Христос «взошел на гору», а апостол Лука свидетельствует о том, что Христос был на некотором «ровном месте». Существуют попытки согласовать эти два евангельских свидетельства. Но интереснее не отличия в месте произнесений, а разница в самом тексте поучений.

Во-первых, в Евангелии от Луки заповедей блаженств значительно меньше, чем в Евангелии от Матфея — четыре против девяти. А во-вторых, в тексте заповедей есть отличия, которые, впрочем, не вполне очевидны. Самым серьезным из этих отличий является то, что заповедь о нищете духовной звучит в разных Евангелиях по-разному. Текст этой заповеди в редакции апостола Луки был приведен в соответствие с аналогичной заповедью у апостола Матфея далеко не сразу и потому в древних рукописях он звучит как «Блаженны нищие, ибо ваше есть Царствие Божие», тогда как в Евангелии от Матфея мы читаем «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3). То есть, апостол Лука говорит о нищих, а Матфея — о нищих духом.

Без дополнительных комментариев понятно, что это вовсе не одна и та же категория граждан. Но чтобы понять мысль Евангелия от Луки, нам стоит обратить внимание на то, что у Луки после произнесения слов о нищете сказано «ибо ваше есть Царствие Божие», то есть Христос обращается к тем, кто уже исполнил эту заповедь, то есть обнищал. Но ведь Он произносил это не на каком-то собрании бездомных около столичного вокзала, его слушали самые обычные люди, по этой причине исследователи Нового Завета обращают внимание на то, что в самом начале нынешнего отрывка есть такие слова: «И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его».

Получается, что Христос обращался в первую очередь к Своим ученикам, к тем, кто оставил все и последовал за Ним, к Своим апостолам. Это они — нищие. Нищета их не связана ни с чем иным, кроме как с тем, что они ученики Христа, а, значит, отказались от оседлого образа жизни, от привычного уклада, они стали гонимы, многие современники их презирали. Собственно, отсюда и проистекает правильное понимание той нищеты, которая приводит к блаженству — она связано исключительно с последованием Христу, а не с чем-то иным. Блажен не любой нищий, а лишь тот, чья нищета стала следствием его вступления в круг Христовых учеников.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!