Евангелие от Луки, Глава 2, стихи 20-21,40-52
20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было.
21 По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.
40 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.
41 Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.
42 И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.
43 Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его,
44 но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми
45 и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.
46 Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;
47 все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.
48 И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.
49 Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?
50 Но они не поняли сказанных Им слов.
51 И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.
52 Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.
Сегодня мы совершаем празднование в честь Обрезания Господня. Но внутри этого священного дня находятся еще два события — освящение первенца и очищение матери. Все три обряда были исполнением ветхозаветного закона, они не были чем-то необычным и выдающимся, но необычными и выдающимися были те, над кем обряды были совершены. Именно по этой причине мы и вспоминаем об Обрезании Господнем на восьмой день после Рождества Христова.
Но сегодняшний евангельский отрывок не останавливается лишь на событиях Обрезания, он повествует еще об одном эпизоде из детства Христа — о посещении Им Иерусалимского храма в двенадцатилетнем возрасте. Этот рассказ заканчивается замечанием апостола и евангелиста Луки о том, что Христос Спаситель был в повиновении у Его Матери и Своего нареченного отца Иосифа. Собственно, тема повиновения — сквозная для сегодняшнего праздника и для соответствующего ему евангельского отрывка.
Мы веруем и исповедуем, что Христос — Воплощенный Бог, следовательно, Он не нуждался в том, чтобы соблюдать сугубо человеческие установления — обрезание и освящение, так же мы веруем и исповедуем, что Божия Матерь родила Дитя без мужского участия, без какой-либо страстности, которая пришла в нашу жизнь после грехопадения прародителей, а это означает, что Пресвятая Дева не нуждалась в том, чтобы над Ней был совершен обряд очищения. Но тем не менее Младенец Иисус был обрезан, а Божия Матерь принесла жертву всесожжения за грех — именно в этом состоял ветхозаветный обряд очищения матери. Они не были должны это делать, но они сделали. Точно также и отрок Иисус, будучи Воплощенным Богом, не должен был оказывать послушание кому бы то ни было из людей, но Он его оказывал вплоть до наступления зрелости.
С повиновения началась земная жизнь Христа, в повиновении она продолжилась, а в конечном итоге повиновение привело на Голгофу, но после Смерти на Кресте было Воскресение, которое не случилось бы, если бы наш Спаситель и Бог не «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8).