Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 11-23. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 11-23

11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.

12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;

13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.

14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.

15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;

16 и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.

17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.

18 Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.

19 Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.

20 Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.

21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.

22 Иисус, отвечая, говорит им:

23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Причина изгнания торгующих из Иерусалимского храма понятна — эти люди нарушали установленный Богом порядок и своей деятельностью вносили сумятицу туда, где ей не место. А вот история со смоковницей значительно сложнее. К этому евангельскому сюжету очень много вопросов. Самый важный из них состоит в том, что проклятие смоковницы— совершенно уникальный фрагмент Евангелия, только с нем Христос использует Свою сверхъестественную силу для разрушения, а не для созидания. Да и само по себе проклятие как таковое тоже вызывает вопросы. А если вспомнить информацию Евангелия от Марка о том, что «еще не время было собирания смокв», то проклятие оказывается несправедливым. Это непростые вопросы, они подразумевают непростые ответы.

Существует линия толкований, которая идет по пути согласования Евангелия от Марка с Евангелием от Луки, в котором нет эпизода с проклятием смоковницы, но есть притча о бесплодной смоковнице, соответственно, эта линия толкований говорит, что в Евангелие от Марка мы имеем дело не с реальным событием, а с переносом притчи Евангелия от Луки на историю пророчества о скорой и незавидной судьбе Иерусалима. Но здесь возникает серьезная проблема, которая связана с тем, что Евангелие от Марка написано раньше Евангелия от Луки. Все другие толкования предпочитают не уклоняться от текста, и видеть в нем ровно то, что в нем есть, то есть реальное иссушение дерева по слову Христа.

Ни в чем не виноватое дерево, конечно, жалко, но все мы так или иначе пользуемся деревянными предметами и понимаем, что дерево предназначено Богом на служение людям. Так и здесь, проклятие смоковницы — ничто иное, как служение неодушевленного предмета людям, это — символ, в первую очередь, Израиля, который оказался не готов к посещению его Богом, ведь Израиль не узнал и принял своего Мессию, а во-вторых, это символ всякого человека, который также окажется не готов ко встрече со своим Творцом.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!