Евангелие от Луки, Глава 14, стихи 16-24
16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,
17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.
18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.
19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.
20 Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.
21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.
22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.
23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.
24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.
В своей Божественной комедии великий итальянский поэт Данте Алигьере очень подробно и детально описывает устройство духовной реальности. По его представлениям она состоит и трех уровней: ад, чистилище, рай. В свою очередь каждый уровень состоит из нескольких кругов или же сфер. Эти сферы описаны им во всех деталях, так подробно, что можно с легкостью переложить эти описания на бумагу в виде четкой схемы. Это одна из особенностей человеческого сознания. Мы всегда пытаемся представлять, как именно устроена духовная реальность, и очень часто для того, чтобы объяснить все нюансы, используем привычные нам образы, с которыми имеем дело в повседневной реальности.
Подобные представления о духовном мире существовали у иудеев времен Христа. Божественную реальность, Царство Божие, они представляли себе очень чувственно. В частности, приход Мессии и Его правление они объясняли себе, как вечно длящийся пир. Поэтому, услышав проповедь Спасителя, о том, что праведники будут блаженствовать, один из иудеев мечтательно произнес: «блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием». Его сознание рисовало себе столы, которые ломятся от всевозможных яств. В ответ на эту реплику Христос и рассказывает только что прозвучавшую притчу.
На что же нам здесь необходимо обратить внимание? В первую очередь на то, что Господь не пытается разубедить этого человека в том, что он неверно представляет себе духовный мир. Что все там устроено иначе. И человеку даже на ум не может прийти, что Бог уготовил для тех, кто хранит ему верность. Вместо этого, Христос заимствует этот образ, словно, приспосабливается к немощи собеседника. Однако при этом он кардинально переосмысляет принципиально важный момент. Дело в том, что по вере иудеев принять участие в этом блаженном застолье могли только их единоплеменники. Никто из язычников, то есть, иноплеменников, не может сидеть за столом с Богом и Его Мессией. Язычник — это скверна, источник нечистоты. Радость трапезы только для потомков Авраама. Вот это Спаситель и подвергает сомнению. На трапезу будут позваны все. Даже нищие, калеки и убогие. Такую любовь Господь проявляет к людям. Проблема в том, что не все на нее смогут ответить. Кто-то слишком сильно занят собой и своими проблемами, так что ничего не видит вокруг, словно живет в своем вымышленном мирке.
Все это напрямую касается и каждого из нас. Ведь даже если мы ходим в один храм, причащаемся из одной чаши, разделяем общие положения веры, случается, что каждый по-своему представляет себе, как именно утроен духовный мир, по каким законам он живет, какие из этих законов главные, а какие второстепенные. И, представьте, несмотря на то, что многие наши представления несовершенны и неполноценны, Господь не пытается нас разубедить. Он все равно продолжает действовать в нашей жизни, словно приспосабливаясь к нашей немощи. Каждого из нас Он зовет разделить радость общения с Собой.
Беда в том, что порой мы так цепляемся за свои несовершенные и неполноценные представления, строим из них такую стену между собой и Богом, собой и другими людьми, что не можем откликнуться на это приглашение. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы научиться видеть в духовной жизни главное. А оно заключается в том, что Бог есть любовь. Он готов принять каждого. И нас Он призывает точно так же относиться ко всякому с кем нам сводит судьба. Лишь в том случае, если мы найдем в себе силы понуждать себя к этому, то уже здесь на земле станем участником Его Божественной трапезы, которое есть Царство Небесное.