Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 13, стихи 18-29

18 Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?

19 Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.

20 Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?

21 Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

22 И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.

23 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:

24 подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.

25 Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.

26 Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.

27 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.

28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.

29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

«А вот раньше было лучше!» Признаемся — кто же так не думает? Человеку вообще свойственно приукрашивать прошлое — собственное ли или общечеловеческое. Известный религиовед Мирча Элиаде пришел к выводу, что представление о «золотом веке» — идеальном периоде из прошлого — свойственно всем народам и культурам. Кто-то мечтает о великой античности, кто-то — о мифической средневековой Руси, а кто-то — о первобытной свободе нравов. Всё это именно что мечты, попытка реконструировать то, чего на самом деле никогда не существовало и существовать не может. Античность наряду с великими произведениями искусства принесла людям множество грехов и пороков. Средневековая Русь — эпоха, в которую великая святость соседствовала с политической тиранией и народной непросвещенностью. Про первобытную свободу я вообще говорить не стану.

У еврейского народа времен Христа было собственное представление о золотом веке. Иудеи той поры мечтали о возвращении времен царей Давида и Соломона, когда Израильское царство было, во-первых, единым, а во-вторых, наиболее сильным государством Ближнего востока. При этом за скобками подчас оставалась одна очень важная деталь — Израиль был в ту эпоху так крепок не сам по себе, а благодаря особому покровительству Божию. Покровительству, которое было дано как ответ на благочестие и искреннюю веру людей. Это обстоятельство, повторюсь, чаще всего оставалось за рамками внимания. Акцент делался именно на политической составляющей. Мечты о «золотом веке» переносились на представления о приходе Мессии. Царство Божие, которое должен был принести Спаситель, виделось иудеям земным государством, которому подчинятся иные царства и империи.

Христос разрушает этот миф. Он рассказывает о Царстве Небесном, используя скромные и неприметные образы зерна и закваски. Горчичное зерно (под которым, скорее всего, подразумевается зерно растения «черная горчица») — одно из самых миниатюрных в природе. Закваска, то есть естественные дрожжи, значительно уступает по массе и размерам тесту. Но смотрите, какие неожиданные результаты способны принести эти миниатюрные вещи? Черная горчица, хотя и является однолетним растением, достигает высоты трех метров, имеет крепкий стебель и способно удерживать на нем птиц. Дрожжи разительно меняют смесь муки и воды, превращая её в тягучее и пышное тесто, из которого можно печь хоть хлеб, хоть пироги. Царство Небесное в описании Христа — не могущественное земное царство, а духовная, невидимая реальность, способная в корне изнутри изменить человека. Спаситель понимает, что далеко не все примут такое понимание Царства Божия. Эти люди окажутся похожи на героев притчи Христа — жителей города, которых хозяин дома не пустил к себе. Не пустил потому, что жители посчитали дом своей собственностью. Вознамерились распоряжаться им вместо хозяина. Наоборот же, будут пущены в дом те, кто согласится внутренне измениться при помощи благодати Божией. Кто примет Царство Небесное, как духовную реальность, в которой нет места для гордости и властолюбия. И пусть проявления такого Царства для нас сейчас незаметны. Но это не означает, что их нет. Оглянувшись однажды назад, мы поймем, какое удивительное преображение незаметно совершил с нами Бог Своей благодатью!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!