Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 27-44. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 27-44

27 Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его:

28 Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему.

29 Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным;

30 взял ту жену второй, и тот умер бездетным;

31 взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей;

32 после всех умерла и жена;

33 итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?

34 Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;

35 а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят,

36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.

37 А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.

38 Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.

39 На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.

40 И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им:

41 как говорят, что Христос есть Сын Давидов,

42 а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,

43 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

44 Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

В одном старом детском кинофильме главный герой оказывается в стране, где псевдомудрецы уже долгое время спорят друг с другом. Сколько у палки концов? Одни говорят, что у палки концов нет вообще, а есть только начала. Поэтому палка — вещь бесконечная. Другие утверждают, что у палки есть только концы. Поэтому палка — это вещь безначальная. Понятно, что в данном случае мы имеем дело с анекдотом, забавной иллюстрацией беспредметного спора. Тем не менее, такого рода дискуссии случались и в реальности. О споре, чем-то напоминающем диспут о палке, говорит нам сегодняшнее евангельское чтение. Мы оказываемся свидетелями последней попытки противников Христа уличить Его в ереси. К Спасителю подходят саддукеи, отрицавшие воскресение мертвых. Они спрашивают Господа Иисуса, каким образом закон левирата будет действовать за порогом земного существования. И приводят такой случай. Одна иудейка поочередно была женой семи братьев — чьей же женой она будет в итоге в Царстве Божием после воскресения? Первого мужа, второго, седьмого? Она ведь жила как жена с каждым из них. Саддукеи желали показать несовместимость закона Моисея с верой в воскресение мертвых.

Христос не поддается уловке противников и не ввязывается в пустую дискуссию. Он выводит её на новый уровень, начав разговор о бытии человека в Царстве Небесном. Спаситель развенчивает наивное представление о том, что после воскресения продолжится земная жизнь в её лучшем, обильном, богатом варианте. Вовсе нет. Христос указывает, что это будет принципиально новая реальность, в которой не останется места для смерти. Таким образом, не нужны окажутся брак и деторождение как возможность продлить своё бытие в наследниках. Спаситель не принижает брак, но дает абсолютное иное понимание жизни будущего века. Его Он подкрепляет примерами из Пятикнижия, которое так уважали саддукеи. Господь Иисус вспоминает исповедание Моисея, назвавшего Бога Богом Авраама, Исаака и Иакова. Эти патриархи Израиля умерли в земном смысле, но для Господа остались живы. Спаситель говорит: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы». И это наиболее важная часть рассуждений Христа. Чтобы понять её точно, следует обратиться к греческому тексту. В нём окончание фразы звучит несколько иначе. Не «ибо у Него все живы», а «ибо все (живые) для Него живут». Такое изложение позволяет сделать следующий вывод — вечную жизнь, как полноценное бытие, наследуют лишь те, кто поверил в Бога и сохранил эту веру вплоть до смерти. Вера станет залогом воскресения и наследования Царства Божия. И царем этой новой реальности будет, конечно же, Христос. Об этом Он Сам говорит иудейским знатокам Писания и закона. Спаситель ссылается на 109ый псалом, который пелся при интронизации царя Израиля. Христос дает этому тексту новое понимание, согласно которому Мессия — Помазанник Божий — не есть царь земного государства, но Царь Небесный. И Его Царство окажется выше всех человеческих представлений о золотом веке. Ведь, как пишет апостол Павел, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!