Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 20-25

20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,

21 и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

22 Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите;

23 и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там,- не ходите и не гоняйтесь,

24 ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.

25 Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Из этого евангельского отрывка можно сделать три довольно очевидных, но при этом крайне важных вывода.

Во-первых, Царство Божие «не придет приметным образом». А это означает, что невозможно сделать отсечку: вот Царства Божьего еще нет, а вот оно уже наступило. Оно не где-то в будущем, оно не прошлом, оно не в каком-то ином измерении, оно, как сказал Христос, «внутрь вас есть». Определенную сложность здесь представляет евангельское выражение «внутрь вас есть». Дело в том, что его можно понимать двояко. Существует линия авторитетных толкований, которая видит в этом выражении указание на то, что Царство Божие существует внутри человека, так, как написал святитель Григорий Нисский — «очистивший сердце свое от всякой твари и от страстного расположения, в собственной своей красоте усматривает образ Божия естества». Или же как выразил это состояние святитель Лука Крымский: «Царствие Божие начнётся для нас тогда, когда в сердце наше вселится Святой Дух». Вторая линия толкований предпочитает иное прочтение этих слов — как указание на то, что Царство Божие существует среди христиан. К примеру, архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) писал по этому поводу так: «Верующие сами активно участвуют в его пришествии, и Царство Божье требует нашего общего участия, нашей вовлеченности жизнью, делами, поступками. Царство Божье приходит тогда и там, где люди в покаянии, в обращении к Богу и в любви к ближним следуют за Иисусом Христом, ибо в Нем и с Ним Царство Божье уже началось, оно здесь и теперь». Конечно, существуют аргументы как «за», так и «против» такого прочтения. Но обе приведенные линии толкований допустимы, ведь в главном они едины и следуют основной мысли Христа Спасителя: Царство Божие это та реальность, которая уже существует, она к нам очень близка, а вхождение в Царство Божие — это не столько вопрос времени и места, сколько вопрос веры и решимости следовать словам Христа.

Следующая мысль сегодняшнего евангельского фрагмента говорит о Втором Пришествии Христовом. Если Царство Божие внутри и его наступление незаметно, то здесь всё наоборот. Второе Пришествие не может остаться кем-либо незамеченным, оно изменит наш мир, и Второе Пришествие, в отличие от наступления Царство Божия, уже не зависит ни от веры каждого конкретного человека, ни от его решимости, Второе Пришествие — это вопрос времени и воли Божией.

Третья и заключительная мысль нынешнего отрывка для нас совершенно прозрачна: Христу надлежит пострадать, Он — ожидаемый Израилем Мессия, Он — Воплотившийся Бог, но Он не будет принят Своим народом, Его будут слушать, будут пользоваться Его милосердием, но в конечном итоге отвергнут и убьют. Это страшный, но необходимый этап прославления Христа и утверждения Царства Божия на земле.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!