Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 16-21

16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;

17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,

19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В образе богача из Христовой притчи мы видим человека, который нам хорошо знаком: он полностью сосредоточен на себе самом, у него нет каких-либо высоких устремлений, его мысли прикованы к материальному, более того, вершина его желаний — покоиться, есть, пить и веселиться. Мы ничего не знаем о том, каким путем этот человек стал богатым, Христос ничего не сказал о природе его накоплений. Вполне возможно, что богатым он стал благодаря своему уму и трудолюбию. А может быть внушительное состояние перешло к нему по наследству. Также может быть, что он заполучил свое имущество обманом. Но раз Христос ничего не сказал о путях приобретения, то они не имеют значения. Важно же то, что в силу каких-то причин этот человек оказался прикован к земному, к тому, что не имеет никакого значения с точки зрения Бога и, как следствие, с точки зрения вечности. Бог, если использовать философский язык, трансцендентен. Он вне материального, вне этого мира. Каждый из нас в определенный момент времени перейдет в то состояние, которое тоже будет непричастно ничему материальному. К этому переходу необходимо быть готовым. Как? Христос дает ответ: надо посвятить свою жизнь не укреплению позиций в обществе, не умножению гарантий безбедного и безболезненного состояния, а тому, чтобы «богатеть в Бога», или, иными словами, «богатеть для Бога», а не для себя самого.

Для слушателей Христа этот призыв был понятен: всякий иудей знал о «друзьях человека» на Небесах — о делах милосердия. Святые толкователи смотрят на этот вопрос несколько шире, они склонны видеть здесь призыв к добродетелям вообще, то есть призыв к праведности, которая, конечно же, невозможна без заботы о нуждающихся.

Беда героя сегодняшней притчи не в том, что он собрался есть, пить и веселиться, он ошибся не в этом, а в том, что решил успокоиться. Это означает, что он и вовсе не думал о стяжании добродетелей, ведь стремление к праведности не позволяет успокоиться. Оно всегда будет побуждать человека к деятельности, но не ради увеличения своего имущества, а ради приобретения добродетелей, ну а этот путь, в свою очередь, бесконечен. Нет той точки, после которой можно сказать самому себе: «Всё, теперь успокойся, ты стал достаточно праведен, можешь больше об этом не переживать, просто живи». Добродетель всегда влечет все дальше и дальше, а по мере продвижения по этому пути человек достигает доступной для него меры уподобления Богу, после чего ему становится совершенно не страшен переход из времени в вечность, его не пугает расставание с земными радостями и утешениями, он еще при жизни находит успокоение и радость только в Боге. А на все земное он начинает смотреть не с интересом, но и не с отвращением. Он смотрит на то, что может ему дать земная жизнь так, как смотрит на детскую песочницу взрослый человек: она ему попросту неинтересна, она нужна ему для игр с детьми, но ему самому делать на ней совершенно нечего. Богач из притчи навсегда застрял в песочнице, он не сумел вырасти, он остался со своими игрушками, они ему были интересны и чрезвычайно важны. Его, конечно, очень жаль, но это его выбор.

В образе богача из Христовой притчи мы видим человека, который нам хорошо знаком: он полностью сосредоточен на себе самом, у него нет каких-либо высоких устремлений, его мысли прикованы к материальному, более того, вершина его желаний — покоиться, есть, пить и веселиться. Мы ничего не знаем о том, каким путем этот человек стал богатым, Христос ничего не сказал о природе его накоплений. Вполне возможно, что богатым он стал благодаря своему уму и трудолюбию. А может быть внушительное состояние перешло к нему по наследству. Также может быть, что он заполучил свое имущество обманом. Но раз Христос ничего не сказал о путях приобретения, то они не имеют значения. Важно же то, что в силу каких-то причин этот человек оказался прикован к земному, к тому, что не имеет никакого значения с точки зрения Бога и, как следствие, с точки зрения вечности. Бог, если использовать философский язык, трансцендентен. Он вне материального, вне этого мира. Каждый из нас в определенный момент времени перейдет в то состояние, которое тоже будет непричастно ничему материальному. К этому переходу необходимо быть готовым. Как? Христос дает ответ: надо посвятить свою жизнь не укреплению позиций в обществе, не умножению гарантий безбедного и безболезненного состояния, а тому, чтобы «богатеть в Бога», или, иными словами, «богатеть для Бога», а не для себя самого.

Для слушателей Христа этот призыв был понятен: всякий иудей знал о «друзьях человека» на Небесах — о делах милосердия. Святые толкователи смотрят на этот вопрос несколько шире, они склонны видеть здесь призыв к добродетелям вообще, то есть призыв к праведности, которая, конечно же, невозможна без заботы о нуждающихся.

Беда героя сегодняшней притчи не в том, что он собрался есть, пить и веселиться, он ошибся не в этом, а в том, что решил успокоиться. Это означает, что он и вовсе не думал о стяжании добродетелей, ведь стремление к праведности не позволяет успокоиться. Оно всегда будет побуждать человека к деятельности, но не ради увеличения своего имущества, а ради приобретения добродетелей, ну а этот путь, в свою очередь, бесконечен. Нет той точки, после которой можно сказать самому себе: «Всё, теперь успокойся, ты стал достаточно праведен, можешь больше об этом не переживать, просто живи». Добродетель всегда влечет все дальше и дальше, а по мере продвижения по этому пути человек достигает доступной для него меры уподобления Богу, после чего ему становится совершенно не страшен переход из времени в вечность, его не пугает расставание с земными радостями и утешениями, он еще при жизни находит успокоение и радость только в Боге. А на все земное он начинает смотреть не с интересом, но и не с отвращением. Он смотрит на то, что может ему дать земная жизнь так, как смотрит на детскую песочницу взрослый человек: она ему попросту неинтересна, она нужна ему для игр с детьми, но ему самому делать на ней совершенно нечего. Богач из притчи навсегда застрял в песочнице, он не сумел вырасти, он остался со своими игрушками, они ему были интересны и чрезвычайно важны. Его, конечно, очень жаль, но это его выбор.

editor2

Поделиться
Опубликовано
editor2

Последние записи

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

Как научиться переживать сложные, тяжкие моменты своей жизни? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 50-й главы книги…

01.05.2024

Задумывались ли вы, дорогие друзья, над вопросом — что важнее: наследственность или среда? Чтение из 2-й главы книги Исход,…

30.04.2024

Есть в технических вузах страшная дисциплина — Сопромат. Её полное название — Сопротивление материалов. В рамках этой дисциплины изучается, где…

30.04.2024

Что общего между служением древних еврейских пророков и тем служением, к которому Христос призывает всякого Своего последователя?…

30.04.2024

This website uses cookies.