Евангелие от Луки, Глава 14, стихи 25-35

Цитировать принято не только классиков литературы, но и кинематографа. В этом смысле одним из лидеров является Акира Куросава. Его «Семь самураев» оказали влияние на многих и многих режиссеров. А также сделали рыцарей древней Японии популярными по всему миру. Храбрый самурай — одинокий и отважный воитель стал одним из символов «страны восходящего солнца». Реальность, конечно же, отличается от кино. История знает не только самураев-героев, но и откровенных злодеев. Но стереотип сложился и благодаря Куросаве даже превратился в миф. Миф о безграничной храбрости, глубокой верности, преданности высоким идеалам. О них же говорит нам сегодняшнее евангельское чтение. Мы видим Христа, идущего на страдание в Иерусалим. Вокруг Него множество людей. Часть — это паломники, подобно Спасителю спешащие встретить Пасху в Святом граде. Другие — многочисленные последователи Христа. Но вне зависимости от статуса все эти люди внимательно слушают Спасителя, изъясняющего особенности Своего учения. В данном случае Христос говорит о том, кто может быть его учеником. И называет первым условием ученичества — духовную мудрость. Мудрость, которая не позволит человеку променять Бога на деньги, статус, должности или даже на семью. Христос говорит, что не сможет стать истинным проповедником Евангелия тот, для кого нечто земное окажется важнее Господа. Вслед за этим Спаситель предупреждает слушателей, что следование за Ним неминуемо принесет им страдание. Сын Божий Сам понесет крест. Возложен будет крест и на того, кто решится стать учеником Христовым. Крест этот будет крестом любви — любви жертвенной и неоцененной.
Потому Спаситель и призывает людей очень внимательно оценить свои силы перед тем, как начать следовать за Ним. Чтобы не случилось с ними нечто наподобие того, что произошло со строителем башни — каменной вышки в винограднике. Этот человек начал стройку, не рассчитав материала, и в итоге потерпел неудачу. Христос сравнивает эту ситуацию с похожей, когда некий правитель решил пойти войной на другого, не оценив количество солдат. Оказалось, что у противника сил в два раза больше. Понятное дело, что битва так и не началась. Инициатор войны вынужден был запросить перемирия. Завершается сегодняшняя речь Христа словами о соли, потерявшей силу. Речь, конечно же, идет не о соли как такой, а всё также — об ученичестве Христу. В славянской версии текста в данном случае используется глагол «обуяет». Что означает — соль сошла с ума. В данном случае речь идет не просто об утрате соли способности быть соленой. А о сознательном отказе человека, поверившего некогда в Спасителя, быть Его учеником. Христос сравнивает такой отказ от дарованной благодати с сумасшествием, безумием. Однажды ученики спросили преподобного Антония — какая христианская добродетель самая важная? Святой ответил — рассудительность. Этот ответ означал, что каждый человек, поверив во Христа, не должен мыслить о себе лишнего, а духовно трудиться соразмерно имеющимся у него способностям. У каждого из нас разное призвание в жизни. И в нашу задачу входит понять, каков он — промысл Божий в отношении нас самих. Каким образом мы можем осуществить наш вклад в дело проповеди Евангелия в этом мире? Будем же просить Господа открыть нам Его волю.