Евангелие от Луки, Глава 14, стихи 12-15
Турецкий султан Сулейман Великолепный любил удивлять своих подданных. Однажды по его приказу был запрещен кофе — его заменили на чай. Султан посчитал, что жители Стамбула слишком много времени проводят в кофейнях. Сулейман не понаслышке знал о бытовой жизни собственного народа. Временами султан снимал царскую одежду и надевал наряд простолюдина. Инкогнито он бродил по улицам Стамбула, наблюдая за тем, что делают обычные турки, о чем они говорят. Маскарад для Сулеймана оказался необходим. Ведь когда он выезжал в город как султан, то его глаза видели лишь сытые и счастливые лица. Нищих и калек чиновники срочно изгоняли с улиц, чтобы они не портили правителю настроения. Чтобы понимать реальное положение дел и видеть далеко не глянцевую сторону жизни, Сулейман и предпринимал тайные вылазки в народ.
Что-то схожее можно было наблюдать в древнем Израиле. Только в данном случае инвалидам не давали появиться перед очами Божиими. Религиозные законы иудеев запрещали калекам и нищим появляться на территории Иерусалимского храма. Для этого перед входом стояла особая стража. Она и запрещала калекам переступать порог святилища Божия. Тому, конечно, имели определенные причины. В ряде случаев увечность могла стать следствием какого-либо заразного заболевания (например, проказы). Имела место и такая логика. Болезнь — наказание за грехи. Потому инвалиду и нет места в храме Божием. Ведь он, скорее всего, нравственный преступник. Апогея подобная логика нашла в уставе ессеев — радикальных иудеев, который гласил: «всякий... больной ногами или руками, хромой или слепой, или глухой, или немой... такие пусть не приходят, чтоб предстать среди общества именитых людей, ибо святые ангелы в их обществе».
В сегодняшнем евангельском чтении мы видим, как Христос ломает подобное отношение к увечным людям. Приняв приглашение одного фарисея разделить с ним трапезу, Спаситель говорит собравшимся, что лучше приглашать за стол не друзей или богатых соседей, а как раз нищих, убогих, калек. Такой призыв воспринимается собравшимися почти как вызов. Ведь в сознании многих современников Христа Царствие Божие принадлежало только успешным и во многих аспектах состоятельным людям. Спаситель же проповедует Царство, обитателями которого призваны стать нищие и убогие — те, кого даже в Иерусалимский храм не пускали. Евангелие говорит нам об удивительной вещи. Бог, придя в наш мир, сознательно занимает место не рядом с сильными и властными, а рядом с теми, кого отвергают и презирают. Господь сознательно оказывается среди нищих, калек, увечных — отбросов общества. В них Он видит верных учеников, носителей духа Евангелия. И дело не в деньгах или статусе, а в том, что подчас именно такие люди искали Бога и видели в Нем Своего Заступника и Помощника. Но помощь Господа не приходит в мир сама по себе. Потому, если мы действительно хотим быть проводниками милости Божией в этот мир, не будем отворачиваться от слабых и убогих. Ведь оказывая помощь им, мы тем самым продолжаем дело Христово — дело милосердия и заботы о немощных.