Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 42-48. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 42-48

42 Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба?

43 Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так.

44 Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

45 Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться,-

46 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными.

47 Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;

48 а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. || И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Некий человек попросил Христа разрешить его финансовые проблемы, побудить его брата честно разделить с ним наследство. Христос ответил, что в этом вопросе они должны проявить самостоятельность и подчеркнул при этом, что есть вещи важнее, чем раздел имущества, ведь важно не только справедливо его разделить, важно иметь при этом правильное духовное устроение. Иными словами наши дела, как и те цели к которым мы стремимся, важны не сами по себе, они являются выражением состояния нашей души. Стремление к богатству это только форма, оно выражает проблему, которая таится в глубине сердца, стремление выжить за счет другого, стать богаче при его бедности.

Как же ведет себя, тот, кого Христос называет «верным и благоразумным домоправителем»? Он раздает слугам меру хлеба каждому в свое время. Конечно, это образ, под которым имеется ввиду, что тот, кто верен Богу — заботится о ближних. Однако, тот же человек может повести себя по-другому, может начать «бить слуг и служанок, есть и пить, и напиваться» то есть вести себя жестоко и эгоистично по отношению к другим.

Стоит присмотреться к этому примеру. На первый взгляд может показаться, что все очень просто, есть хороший и есть плохой, один будет награжден, а другой наказан... Но жизнь всегда гораздо сложнее и Христос вводит еще одну характеристику, от которой многое зависит.

Он говорит: «тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше». Это означает, что Бог, как Тот, Кто знает все и все учитывает, принимает во внимание и то, насколько мы знаем Его волю и можем за Ним следовать.

Кто-будь скажет, а как же известное выражение: «Незнание закона не освобождает от ответственности»? Оно действительно очень известное, только по происхождению и по сути своей, языческое, так как происходит из римского права. Мы так к нему привыкли, что совершенно не замечаем, что оно в своей глубине очень несправедливое и уж тем более не человеколюбивое. А Бог — человеколюбив и Христос, будучи распят, просит Отца «Прости им, ибо не знают, что творят».

И все же, если грех искажает душу, как можно по-разному оценить степень его тяжести? В конце концов если человек сломал себе ногу какая разница, сознательно он рисковал или это произошло случайно? Однако с грехом всё не так просто. Если говорить о нём как о болезни души, то суть её в противостоянии Богу, которое может быть осознанным и неосознанным. Если человек сознательно делает зло, то есть понимает, что Бог ждёт от него добра и противоречит Ему, он сам отворачивается от Бога и Тот не нарушает его свободы. Если же человек не знает, чего ждет от него Бог, если он в рамках своего воспитания и своей культуры вообще не знает ничего о Боге, о том, что для Него добро, а что зло, можно сказать, что он грешит, но внутренне Богу себя не противопоставляет. Его душа также может быть пленена грехом, но в нём нет сознательной вражды против воли Творца.

Именно поэтому, человек, который знал, бит будет много, бит не Богом, конечно, а обстоятельствами, которые войдут в его жизнь, когда он отречется от Творца. Он сам лишает себя Его любви, помощи и защиты. Тот же, кто делает это не сознательно, хотя и переживает последствия греха, не противостоит Богу, не воинствует против Него, а значит Бог может не нарушая его свободы, снизойти к нему в его немощи.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!