Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 13-15,22-31
13 Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.
14 Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?
15 При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
22 И сказал ученикам Своим: посему говорю вам,- не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться:
23 душа больше пищи, и тело - одежды.
24 Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?
25 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?
26 Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?
27 Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.
28 Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!
29 Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь,
30 потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том;
31 наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.
Всякий раз, когда я слышу сегодняшнее чтение, я вспоминаю одну историю свидетелем которой стал лет пятнадцать назад. Я ехал в автобусе и рядом сидела женщина, которая очень громко говорила по телефону. Она спорила со своим братом, грозила ему судом, проклятиями и всеми страшными карами, которые только могла знать. Они делили наследство. И вот прошло немало лет, но всякий раз, когда я слышу о подобных спорах, я вспоминаю тот случай, потому что до этого я и представить себе не мог, что возможны такие отношения с близкими людьми, между братьями и сёстрами.
Позже, когда я пытался понять логику этих людей, встать на их место, я понял, что на самом деле при определенной жизненной позиции такое поведение остается единственно возможным. В человеке включается инстинкт самосохранения, потому что эту жизнь он рассматривает как единственно возможную, а имущество, которое делит как нечто незаменимое, без чего не сможет выжить. А ведь если убедить себя в том, что речь идет о жизни и смерти, война покажется единственно верным выбором.
Но что такое выживание? И кто мы, животные или люди чтобы ориентироваться на инстинкты?
Могут возразить, что имущество, ради которого ведутся споры — это что-то реальное, в то время как небесные награды только ожидаемы, будут они или нет — это предмет веры. Переубедить в таких вопросах невозможно, человек всегда решает сам.
И все же христиане всегда были уверены, что во-первых, чистая совесть дороже многих сокровищ, потому что тот внутренний мир, который она тебе обеспечивает не купить ни за какие деньги. Конечно, усилием воли можно заставить себя думать, что все нормально и иначе поступить было нельзя. И все же, при всей кажущейся правоте, успокоиться по-настоящему не получится никогда...
Во-вторых, христиане всегда были уверены в том, что человек, совершая честный поступок тогда, когда ему выгоден нечестный, приносит жертву и свидетельствует самой жизнью, что Бог и Его правда для него важнее сиюминутного успеха.
В сегодняшнем чтении Спаситель отказывается делить наследство между людьми, потому что у них есть закон и совесть, на которые они должны ориентироваться. После этого, Он обращается к ученикам и говорит, что при подобных конфликтах важно задуматься о том, чего именно человек хочет, к какому счастью стремится.
Если его идолом стали деньги, его никто не остановит, но он должен знать, что его жизнь, как и его счастье от денег не зависят. И, напротив, если человек готов ради правды не побояться ничего, его всегда поддержит Тот, Кто является источником этой правды.